Качества внутреннего мира человека:
Уникальность. Несмотря на существование определенных закономерностей, все люди отличаются в своем субъективном отражении реальности и имеют свою индивидуальность. Отличия проявляются в способах реагирования, интенсивности эмоциональных переживаний и т.д.
Функциональность и оперативность. Развитие внутреннего мира происходит через взаимодействие с окружающим миром. В процессе жизнедеятельности человек реализует ряд определенных функций через оперативные действия.
Системность. Внутренний мир состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов. При этом изменение одного из элементов влияет на всю систему в целом. Трудно определить, какие из компонентов являются первичными, а какие вторичными, настолько тесно они переплетены между собой. Свойство системности проявляется также в стремлении к стабильности и способности к саморегуляции.
Субъективность. Каждый человек воспринимает мир через своеобразную призму «фильтров». В соответствии с этим одни и те же события все люди воспринимают по-разному, придавая им уникальную эмоциональную окрашенность и индивидуальное интеллектуальное осмысление.
Динамичность. Внутренний мир не статичен. Он непрерывно развивается на протяжении всей жизни от прошлого к будущему через настоящее. В идеальном варианте — это непрерывная эволюция через саморазвитие. На практике существует и обратная ситуация — деградация и обеднение внутреннего мира.
Примеры из жизни
Ученые пытаются вычислить закономерности, по которым функционирует внутренний мир, но его развитие трудно прогнозируется.
Пример 1
Например, монозиготные близнецы имеют полностью одинаковые гены, но при этом часто отличаются и по характеру, и по степени самореализации в жизни.
Также невозможно предсказать, как повлияет социальное окружение на развитие внутреннего мира. В семье алкоголиков может вырасти добрый и отзывчивый ребенок, хотя по всем прогнозам он должен быть склонен к асоциальному поведению.
Пример 2
У Федора Михайловича Достоевского отец был жестоким и властным человеком, злоупотребляющим алкоголем. Детство будущего великого писателя было тяжелым и безрадостным. При этом он сумел в своих книгах передать любовь и сострадание ко всему человечеству.
Часто учителя сталкиваются с тем, что результат педагогического воздействия трудно предсказать. Несмотря на наличие определенных закономерностей, одно и то же слово или действие педагога воспринимается учениками совершенно по-разному. Один хулиган от похвалы и душевного разговора берется за ум и пытается изменить поведение, другой — воспринимает это как проявление слабости и начинает шалить еще больше.
Многие люди могут вспомнить случаи, как одно случайно оброненное слово педагога повлияло на их дальнейшую учебу или даже выбор профессии.
Пример 3
Например, воспитательница похвалила девочку на утреннике, сказав: «Какая артистка у нас растет!» Это настолько глубоко запечатлелось в сознании девочки, что она росла с убеждением, что у нее есть большой артистический талант. Повзрослев, она поступила в театральный институт и действительно стала талантливой актрисой.
В данном примере совпало несколько факторов: доверие к педагогу, целеустремленность девочки, наличие артистических способностей и трудолюбие. Но продолжение истории мог бы быть совершенно иным, если бы девочка не работала над собой, а похвалу учителя восприняла бы как повод к самоутверждению над окружающими.
Еще одним примером неоднозначности воздействия на внутренний мир могут послужить чрезвычайные происшествия. Одни люди после них впадают в депрессию, другие меняют мировоззрение и пытаются реализовать всё то, чего они раньше не могли себе позволить.
Пример 4
После того, как молодой человек чудом выжил в авиакатастрофе, он полностью изменил свою жизнь. Он оставил скучную офисную работу, стал профессиональным фотографом и путешественником.
Примеры проявления внутреннего мира людей мы можем наблюдать постоянно в повседневной жизни, при этом иногда они становятся неожиданностью. Чаще всего это связано с тем, то глубинный мир человека может не совпадать с той социальной маской, которую он носит.
Пример 5
Например, с человеком случилось несчастье, но на помощь ему пришла не улыбчивая разговорчивая родственница, а угрюмый сосед, который до этого случая казался нелюдимым и неспособным к эмпатии.