6. Проводится лечение больных семей. Эффективность препаратов против варроатоза проверяется нафталином – 7 гр. на семью рассыпается на поддоне, смазанном вазелином, и ставится на дно улья на 3 дня. Багульник и хвоя слабо действуют на клеща. Бипином можно погубить пасеку, он накапливается в сотах. (Нафталин относится к 4 классу опасности, а его производные – к 1 классу. Пчеловоды!: остерегайтесь, будьте бдительны и забудьте о бипине).
7. В начале мая приступаем к выводу маток в материнской семье и ставим вторые корпуса на ульях пасеки:
1 мая ставим и формируем 2-й корпус в материнской семье. Для этого находим матку, накрываем её на соте колпачком. Сот с маткой переносим во 2-й корпус, но для её работы здесь пока нет места. Кроме того, переносим из гнезда 3 сота с самым молодым расплодом, а также 2 кормовых сота с пчёлами. Ставим вставную доску. Более расширять 2-й корпус нельзя, т. к. пчелам трудно поддерживать тепло, столь необходимое для вывода качественных маток. Внизу (в гнезде) имеются рамки с оставшимся расплодом, кормовые рамки. Необходимо в гнезде отгородить 10 рамок вставной доской, чтобы они располагались строго под 2-м корпусом. Извне вставной доски ставим 4 сота с печатным расплодом, взятые от основных здоровых семей, а также добавляем качественную сушь с пчелиными ячейками. Это позволит резко увеличить количество молодых пчел, столь нужное для воспитания маток. Между корпусами ставим разделительную решётку. После этого матку надо выпустить из-под колпачка на рамки второго корпуса.
В основных семьях делает то же самое: формируем и ставим вторые корпуса. При этом отгораживаем гнездо от корпуса разделительной решеткой. Матка червит внизу и вверх пройти не может. Во 2-е корпуса мы также ставим 3 рамки самого молодого расплода и 2 кормовые рамки, ставим вставные доски. Это привлекает молодых пчел для воспитания молодого расплода. Внизу, в гнезде отгораживаем вставной доской 10 рамок, при этом зазор под вставной доской в 2 см позволяет пчелам проникать и на отгороженные 4 рамки, складывать сюда приносимый нектар, забирать корм в случае непогоды, ощущать простор своего жилья.
На 7-ой день, (7мая) по графику, идем к материнской семье. Для получения одновозрастных (двухдневных яиц) (специально сохраняемый с осени) светлый качественный сот с пчелиными ячейками заключаем в специальный изолятор, впускаем в окошечко изолятора матку и помещаем этот изолятор на 2 дня между рамками с расплодом во 2-м корпусе. Изолятор имеет с одной стороны стенку из оргстекла, а с другой стенку составляет кусок разделительной решетки, в котором сделано небольшое окошко с задвижкой для впускания туда матки. Кроме того, надо вделать в обе стенки изолятора соосно две пары штырей, которые должны смыкаться между собой по средостению сота. Для снаряжения изолятора кладем сот на крышку улья, сверху на сот кладем изолятор. При этом штыри прокалывают сот и надежно удерживают его от перемещений. Сторона сота, обращенная к оргстеклу, прижимается к нему вплотную, следовательно, на эту сторону матка не может попасть, также не смогут попасть и пчелы, чтобы сложить туда нектар, мед, который затруднил бы в последующем нарезку полосок с яйцами для прививочных рамок. Затем закрываем стенку из решетки. После этого впускаем матку в окошко. В изоляторе получим сплошной засев яиц.
Через 2 дня, (9 мая) – прививка яиц и расширение вторых корпусов основных семей. (В племенной семье уже нет открытого расплода, он весь будет запечатан, т. к. идет 9-й день). Берем изолятор и все 5 рамок из 2-ого корпуса племенной семьи переставляем в отводок. При этом всех пчел из этих рамок стряхиваем в племенную семью, - здесь они еще пригодятся. Матку из изолятора выпускаем в отводок. Таким образом, племенная семья осталась без матки, им не из чего вывести свищевых маток, поэтому они будут выращивать маток на прививочных рамках. Раздвинуть в гнезде племенной семьи рамки, сделать колодец и поставить в него наш изолятор на 3 - 4 часа, Далее с этим ящиком (отводком) идем по основным семьям и стряхиваем пчел из вторых корпусов, с двух рамок, в отводок. Поставили отводок, начинаем расширять вторые корпуса основных семей, при этом 4 рамки с самым молодым расплодом и 1 кормовой сот из гнезд переставляются во вторые корпуса, взамен подставляем сушь. ( Целесообразно через 8 дней после этого осмотреть вторые корпуса – нет ли там свищевых маточников).
(Таким образом, во втором корпусе основных семей оказывается 10 рамок, из которых 6 – с расплодом, и полное гнездо). Пока выполняется эта работа, время идет, пчелы в племенной семье начинают ощущать сиротство. Возвращаемся к племенной семье, берём сот из изолятора и начинаем формировать прививочные рамки. Для этого в теплом помещении кладем сот на планшет, чтобы яйца были сверху. Горячим тонким ножом разрезаем сот на полоски. Лезвие подогреваем в термосе с горячей водой. Избегать попадания солнечных лучей, т. к. яйца боятся солнца. Спичкой прореживаем яйца – одно оставляем, два сминаем спичкой. Затем прививаем (приклеиваем, вмазываем пальцами) эти полоски сота с прореженными яйцами на 2 реечки специальной прививочной рамки. Главное условие - не прикасаться пальцами к ячейкам, где находятся яйца. На пасеку из 30 семей следует готовить 4 прививочные рамки. Если маток много не надо, то готовится одна или две прививочных рамки. Сформированные прививочные рамки помещаются в ящик, Прививочные рамки ставим в колодцы в гнездо племенной семьи в следующем порядке: кормовая рамка, 2 рамки расплода, прививочная рамка, 2 рамки расплода, прививочная рамка, 2 рамки расплода, прививочная рамка, 2 рамки расплода, прививочная рамка, 2 рамки расплода и кормовая рамка. Всего 14 рамок. Улочки сокращаем до 5-10 мм. Сверху кормушка.
Семьи по-разному принимают личинки на воспитание – одна племенная семья принимает до 100 личинок, другая – меньше. Если тепла не хватает, пчелы наклеивают воск на стенки маточников, делают его крупнее. Маточник может быть крупный, а матка может выйти мелкая. Поэтому надо смотреть - если после рождения маток в маточниках нет остатков корма, то они, скорее всего плохие. (Выбраковка маточников производится позднее, т. е. при переносе прививочных рамок из основных семей).