Пентагон подал на космический развод с Россией.
После двухлетних колебаний американские силовики приняли волевое решение идти на разрыв отношений с Россией в космической отрасли.
В целях «восстановления технологического суверенитета» в оборонной сфере и избавления от зависимости от «агрессивной России» — проще говоря, от поставок российских двигателей РД-180 — генералы со «звёздно-полосатыми» шевронами заключили с компаниями United Launch Services (ULA) и Aerojet Rocketdyne контракты стоимостью $ 46,6 млн и $ 115,3 млн, соответственно. Договоры предусматривают расширения линии финансирования до $ 536 млн в случае «непредвиденных осложнений».
Впрочем, ведущие американские эксперты уже выражают сомнение по поводу того, что компания Aerojet Rocketdyne справится с порученной ей миссией — разработать прототип двигателя AR1 и к 31 декабря 2019 года передать его заказчику.
Не менее туманна перспектива производственного успеха и второго подрядчика — компании ULA. Контракт Пентагона с которой (первоначальной стоимостью $ 46,6 млн) предусматривает разработку ракетного двигателя Vulcan BE-4 и ракетной силовой установки Advanced Cryogenic Evolved Stage (ACES). Можно предположить, что наличие «проекта-подстраховщика» свидетельствует об отсутствии уверенности среди американского военного истеблишмента в том, что «миссия выполнима».
Сенатор Ричард Шелби в своей статье, опубликованной изданием Wall Street Journal, призывает не торопиться с отказом от закупки двигателей РД-180 для запусков военных спутников США. Политик согласен с тем, что следует постепенно уходить от зависимости от России в столь чувствительной для национальной обороны сфере. Однако подчёркивает: если сделать это поспешно, можно поставить военных в опасное положение. Поскольку, несмотря на все усилия, американцам так и не удалось создать качественный и сопоставимый по цене аналог продукции российской космической отрасли.
Несерьёзность подхода американских «аналитиков в погонах» подчёркивает тот факт, что если ещё год назад Пентагон предполагал решить проблему за $ 1,5 млрд, то теперь предлагает обойтись куда более скромным бюджетом.
Американская аэрокосмическая отрасль, так же как и российская, в принципе, могут создать любой двигатель, если речь идёт о выводе полезных грузов на околоземную орбиту, утверждает ведущий конструктор советской многоразовой транспортной космической системы «Буран» Владимир Бугров.
— Вопрос упирается во время и в соотношение цена/качество. По большому счёту, тот же «Боинг», входящий с «Локхид Мартин» в совместное предприятие United Launch Alliance, уже производит ракету-носитель «Дельта», которая по своим ключевым характеристикам не уступает боинговскому «Атласу». Соответственно, заменить ракету с российским двигателем не составит большого труда. Да, пока пуски «Дельты» обходятся дороже, но это не станет непреодолимым препятствием. Пентагон, собственно, и вкладывает деньги в разработки, чтобы снизить себестоимость этого проекта. И к концу 2019 года он решит эту задачу.
По известным причинам в США стоимость рабочей силы, а значит, и вся продукция, дороже, чем в России. Так что, это был чисто прагматический выбор — Пентагону нужно было сэкономить, они этим и занимались.
А так, всё определяется теми целями, которые ставят перед собой американцы в космосе.
см. ниже...