zagalovok_foruma_090509
Приложение к сайту -Ветераны войск ПВО системы С- 200 .

Копилка идей и мыслей

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Копилка идей и мыслей » В мире необычного... Постигни суть вещей. » Интересные новости с всего света.


Интересные новости с всего света.

Сообщений 1 страница 10 из 29

1

Интересные новости с всего света. :mybb:
_____________________________

Ученые добрались до сердца Земли
В Японии пробурили самую глубокую в мире подводную скважину, чтобы узнать расписание землетрясений. Работы велись на семикилометровой глубине. Длина получившегося тоннеля составила почти 900 метров.

Самую глубокую на Земле подводную скважину пробурили швейцарские и немецкие ученые в поисках ответа на вопрос о причинах сейсмической активности. Пойти на установление нового мирового рекорда их вынудили участившиеся у берегов Японии землетрясения.

Работы велись в Японском море на глубине 6883,5 м на восточном побережье. Тоннель длиной 856,5 м был проделан на самом дне впадины при помощи специального оборудования с исследовательского судна Sonne из Германии. Таким образом, общая глубина скважины составила 7740 м, сообщает BBC.

Профессор Майкл Штрассер из Швейцарского федерального технологического института, участвовавший в экспедиции, пояснил, что именно интересовало исследователей. "Нашей целью была оценка сейсмической опасности того или иного района, мы хотели изучить интервал, через который расположены источники подземных колебаний, приводящих к большим землетрясениям. На данный момент никто просто не имеет такой информации", - сказал Штрассер.

Научно-исследовательское судно Sonne провело у восточного побережья Японии почти месяц - с 8 марта по 6 апреля. За это время была не только пробурена скважина, но и взяты для сопоставления образцы морского дна из соседних районов. В настоящее время проводятся лабораторные анализы грунта, по окончании которых ученые подведут итоги своей работы.

Предыдущий мировой рекорд глубинного бурения принадлежал группе американских океанологов, которые погрузились на дно Марианской впадины еще в 1978 году. Впрочем, учитывая, что глубина впадины в месте погружения составляет 7034 м, до своего рекорда - 7049,5 м - ученым пришлось пробурить только 15,5 метра.

Напомним, 11 марта в Японии произошло мощное землетрясение, за которым последовало цунами, высота волн доходила до 30 - 40 метров. Общее число погибших превысило 15,5 тысяч человек. Пропавшими без вести считаются более семи тысяч японцев. Подземные толчки и цунами разрушили инфраструктуру северо-восточных районов страны и вывели из строя систему охлаждения реакторов на "Фукусиме-1". Это привело к пожарам, нескольким взрывам и утечке радиации на АЭС.

Автор: А.Макаров
Источник: Утро.ру

2

Землян обрекли на одиночество :mybb:
____________________________
Предположения о том, что во Вселенной могут существовать миллионы обитаемых планет, безосновательны. Они строятся на единственной ошибочной гипотезе, что другие миры похожи на нашу Землю, утверждают ученые из Принстонского университета.

Предположения о том, что во Вселенной могут существовать обитаемые планеты, безосновательны и строятся на единственной гипотезе, что другие миры похожи на нашу Землю. Не исключено, что люди - единственные разумные существа в космосе, утверждают ученые из Принстонского университета.

Чтобы доказать свое утверждение, профессора Эдвин Тернер и Дэвид Шпигель использовали метод, известный как "байесовский анализ". Суть этого метода состоит в том, что исследователи в своей работе опираются на фактические данные, а не на гипотезы.

За основу ученые взяли тот факт, что Земля остается пока единственной известной планетой, на которой имеется жизнь. "Палеонтологические находки свидетельствуют о том, что жизнь зародилась на очень раннем этапе истории Земли. Это позволило людям предположить, что жизнь может быть довольно распространена во Вселенной, потому что на других планетах жизнь должна зарождаться также быстро. Однако знания о Земле просто не позволяют узнать достаточно много о вероятности возникновения жизни на других планетах", - утверждают исследователи.

Все гипотезы о внеземном разуме строятся, в основном, на оптимистических предположениях самих ученых, указывают Тернер и Шпигель. "Если ученые предполагают, что шансы на существование внеземной жизни велики, то результаты их исследований будут представлены таким образом, чтобы поддержать их собственную гипотезу", - поясняет Тернер.

В правоте ученых из Принстона уверены и другие их коллеги. "Существует широко распространенный аргумент, что жизнь должна быть распространена повсеместно, иначе она бы не возникла настолько быстро после того, как поверхность Земли остыла. Этот аргумент, на первый взгляд, кажется убедительным, но Шпигель и Тернер доказали, что он не выдерживает никакой строгой критики. Оценивая жизнь только на одной планете, невозможно получить даже приблизительных оценок относительно обитаемости Вселенной", - отметил профессор физики из Массачусетского технологического института Джошуа Уинн.

Напомним, недавно исследователи выяснили, что только в нашей Галактике может оказаться до 500 миллионов пригодных к жизни планет. Об этом свидетельствуют данные космического телескопа "Кеплер". Всего же экзопланет может быть до 50 миллиардов.

Некоторые из миров, на которых может быть жизнь, расположены совсем недалеко от Земли. В частности, к таким объектам относят Gliese 581d, которая находится всего в 20 световых годах от нас.

Автор: В.Поспелов
Источник: Утро.ру

3

Американские астрономы обнаружили на Марсе возможные следы вулканической активности в виде характерных разломов и холмов, которые по форме напоминают раковину улитки. :mybb:
_____________________________________________________________

Об этом пишет журнал Science daily.

Открытие сделали Эндрю Райан и Филип Кристенсен из университета штата Аризона. Они изучали структуру долины Атабаска - относительно крупной впадины на экваторе Марса, которая, предположительно, образовалась в результате "водяного потопа" около 200 млн лет назад, по снимкам, полученным при помощи камеры HiRISE.

"Долина Атабаска представляет собой интересную комбинацию из, предположительно, вулканических и аллювиальных форм рельефа. На ней присутствуют большие плиты или "тарелки", похожие на арктические льдины", - пояснил Райан.

"В один вечер, когда я повторно изучал снимки, мы впервые заметили загадочные спиральные узоры в южной части впадины Цербера. На самом деле, я почти пропустил этот кадр, считая его непригодным для исследования, так как эта область находилась слишком далеко от интересовавшей нас северной части долины", - отметил Райан.

Он добавил, что "улитки" становятся заметными для человеческого глаза только при максимально приближении, так как на более масштабных картинках они сливаются с окружающей их равниной. Ученые смогли их рассмотреть, усилив контрастность снимков HiRISE.

На Земле подобные "раковины" можно встретить в районе Гавайских островов, где они образуются благодаря взаимодействию двух разнородных потоков магмы. "На Марсе самые большие лавовые "улитки" простираются на 30 м - на Земле таких крупных структур нет. Мы полагаем, что лавовые спирали могут присутствовать и в других вулканических провинциях на территории Марса. Я считаю, что мы найдем гораздо больше таких структур на плато Элизий", - заключил Райан.

Райан и Кристенсен обнаружили почти 200 подобных структур в долине Атабаска и на прилегающих к ней плато и впадине Цербера.

Автор: М.Ильина
Источник: Утро.ру

4

Странное существо поставило ученых в тупик :mybb:
________________________________________________________________

Неизвестное науке морское чудовище найдено в США. Пока исследователи даже не могут определить, являлся ли этот организм причудливой формы и внушительных размеров животным или растением.

Найденное в США таинственное ископаемое существо, которое напоминает морское чудовище, поставило в тупик ученых. Исследователи до сих пор даже не могут определить, было ли создание животным, или морским растением, пишет LiveScience.com.

Загадочные останки доселе неизвестного науке организма палеонтологи нашли в Цинциннати. Существо длиной в 2,1 м и шириной в 1 м обитало 450 млн лет назад на морском мелководье. Пока определить его вид не удается. Среди версий, которые рассматривают ученые: огромная водоросль, одноклеточный живой организм или медуза.

"Мы действительно не можем понять, как именно оно выглядело при жизни. Поначалу я думал, что это были заросли водорослей, которые со временем приобрели какие-то причудливые формы", - рассказал один из авторов находки, геолог из университета Цинциннати Дэвид Мейер.

Палеонтолог Брюс Либерман из университета Канзаса пока также не может сказать точно, что представляет из себя ископаемое существо. "Возможно, это обломки кораллов, либо останки мшанок (древних беспозвоночных животных) или, возможно, губок", - предположил ученый.

Впрочем, в любом случае найденные останки вряд ли принадлежат крупному животному, считает Либерман. "Я не говорю, что это невозможно, но полагаю, крайне маловероятно. Такое бывает, но очень редко", - подчеркнул палеонтолог.

Напомним, недавно палеонтологов поставило в тупик другое неизвестное науке существо, которое обитало в доисторическом океане 500 млн лет назад. Окаменелые останки невиданного создания откопали в знаменитой формации Берждесс-Шейл, расположенной в Канадских скалистых горах.

Невероятное создание с виду напоминает цветок. На вытянутой ножке располагается овальное образование, напоминающее бутон, поэтому палеонтологи между собой назвали его "тюльпаном", а официальное имя присвоили Siphusauctum gregarium. В длину древний обитатель океана составляет всего 20 сантиметров. Но, предположительно, это было примитивное животное, а не растение. Возможно, что диковинное существо было одновременно и тем, и другим.

Больше всего ученых поразил способ питания Siphusauctum gregarium. В своеобразном бутоне находятся маленькие отверстия, через которые существо всасывало воду, а затем отфильтровывало ее. Питательные вещества оставались перевариваться, а вода выходила обратно. Такой тип питания не был характерен ни для одного из известных животных кембрийского периода.

Автор: С.Бобчинский
Источник: Утро.ру

5

Следы инопланетян в Китае :mybb:
________________________________________________
Уже не одно десятилетие из-за гребня Великой Китайской стены доносятся слухи о катастрофе в горах Байан-Кара-Ула. Археологи и лингвисты Поднебесной, получавшие доступ к обнаруженным там артефактам, приходили к однозначному выводу: в далеком прошлом В этом месте разбился инопланетный космический корабль.
Как ни странно, в коммунистическом Китае гипотеза о крушении древнего НЛО была опубликована в научной прессе. Впрочем, гипотезу тотчас смешали с грязью, а ученым, разделившим крамольное предположение, пришлось навсегда распрощаться с научной карьерой на родине. Кое-кто из имевших отношение к загадке бесследно исчез, как исчезли все найденные в Байан-Кара-Ула вещественные доказательства. Сегодня уфологи располагают только несколькими сохранившимися фотографиями да историей, похожей на сюжет фантастического романа.

http://uploads.ru/t/Y/X/U/YXUiv.jpg

Могилы большеголовых

В 1937-1938 годах в горах Байан-Кара-Ула, расположенных в современной провинции Цинхай на границе Тибета и Китая, группа археологов под руководством Чи Пу-Тея исследовала труднопроходимый район. Неожиданно исследователи наткнулись на скальную стену, в которой, словно соты гигантского улья, чернели крохотные пещерки. Очень скоро выяснилось их истинное предназначение - скалы вокруг представляли собой древнее кладбище, а 716 пещерок были чьим-то последним пристанищем.

Ученых сильно озадачили скелеты этого кладбища. Выходило, что при жизни покойники были не выше 130 сантиметров, имели непропорционально большие головы, хрупкое сложение и тонкие конечности. На стенах склепов не было ни единой надписи или эпитафии. После долгих поисков археологи обнаружили лишь несколько вырезанных в скале рисунков, да странные каменные диски с непонятными иероглифами.
Диски с отверстием в центре были диаметром около 30 сантиметров и толщиной 8 миллиметров. От центра диска к краю шла спиралевидная дорожка с мелкими иероглифами неизвестного значения. Археологи, поломав головы над расшифровкой иероглифов, махнули рукой - мол, пусть языковеды разбираются. А с необычными скелетами ученые обошлись по-восточному тонко. Начальник экспедиции Чи Пу-Тей указал в отчете: "Мы обнаружили скелеты... горных горилл". "Странные какие-то гориллы - педантично хоронили своих собратьев в индивидуальных могилах! А как же диски?" - с издевкой спросили его коллеги. "Диски, - отрезал Пу-Тей, - добавили последующие культуры. Особой археологической ценности они не имеют".
Скелеты "горных горилл", так же, как и почти все 716 каменных дисков, были уничтожены или потеряны в ходе китайской культурной революции. В запасниках нескольких музеев чудом сохранились лишь единичные экземпляры артефактов из Байан-Кара-Ула. К счастью, к надписям на дисках удалось подобрать ключ.

http://uploads.ru/t/D/M/1/DM16w.jpg


В 1962 году профессор Пекинской академии наук Цум Ум Нуй сделал частичный перевод иероглифического письма каменных дисков. Когда с переводом ознакомились другие ученые мужи из академии, на его публикацию немедленно наложили запрет, а переводчику пришлось доказывать собственную психическую полноценность. Оно и понятно - 12 тысяч лет назад, по свидетельству иероглифов, в горах Байан-Кара-Ула разбился инопланетный космический корабль. Инопланетные существа, именующие себя дропа, после долгого межзвездного перелета достигли Земли. При подлете к планете на корабле произошла авария - гигантская конструкция, потеряв управление, рухнула вниз. При падении многие члены экипажа погибли. Выжившие похоронили своих мертвых соплеменников и приступили к ремонту корабля. Вскоре стало понятно - починить корабль не удастся. Помощи ждать было неоткуда, и дропа оказались навсегда привязанными к чужой планете.

Замыслы инопланетной армады

Некоторые фрагменты перевода воссоздают еще более масштабную версию катастрофы. "Дропа спустились на землю из-за облаков на своих воздушных кораблях, - свидетельствует каменная надпись. - Десять раз мужчины, женщины и дети племени кхам прятались в пещерах до восхода солнца. Наконец, они поняли знаки и убедились, что на этот раз дропа пришли с миром". Таким образом, возможно, в китайских горах потерпел аварию не один космический аппарат, а целый инопланетный флот.
Как следует из приведенного фрагмента, дропа не единожды приземлялись в Байан-Кара-Ула, а их визиты не всегда оказывались безобидными. Какова была цель предшествующих посещений Земли инопланетянами дропа, насколько агрессивно они себя вели по отношению к представителям туземных племен, и что заставило упасть или сбило космическую армаду - все эти вопросы до сих пор остаются без ответа.
Впрочем, в шестидесятые годы ответ почти никто не искал - китайское археологическое общество просто осмеяло профессора Цум Ум Нуя. Оскорбленный ученый эмигрировал в Японию, где написал окончательный вариант исследования каменных дисков. Эту работу заметили в западном и российском научном мире - ученые, хоть и небольшое число, отреагировали на нее без тени улыбки. Российский ученый Зайцев опубликовал в 1968 году работу, опираясь на данные Цум Ум Нуя, где дал научный анализ "каменных дисков".
По словам Зайцева, диски сделаны из гранита и содержат большое количество кобальта и других металлов. При тестировании с помощью осциллографа обнаружился неожиданный осцилляционный ритм, свидетельствующий о возможном использовании дисков в качестве электрических проводников. Загадкой остается и технология производства дисков, вырезанных неизвестными инструментами из гранита высочайшей твердости. Не менее удивительно, по мнению Зайцева, иероглифическое письмо на спиральных дорожках. Аналогов ему не нашлось не только в Китае, но и нигде в мире!

Легенды о желтокожих карликах

Несмотря на молчание официальной китайской науки по поводу загадки Байан-Кара-Ула, косвенные подтверждения древней катастрофы все-таки есть. В местных легендах и преданиях сохранились упоминания о желтокожих карликах или гномах, спустившихся с небес и отличавшихся необычайно отталкивающей внешностью. За ними охотились "люди на быстрых конях", похожие по описанию на монголов. Они убили множество желтокожих карликов, но кое-кто из их племени выжил.
Архивы Великобритании хранят документы доктора Кэрила Робина-Эванса, побывавшего в 1947 году с экспедицией в горах Байан-Кара-Ула. Английский исследователь отыскал там племя, представители которого именовали себя дзопа. Жившие в затерянной долине, практически не имея контакта с внешним миром, аборигены были ростом не выше 120 сантиметров.
Робин-Эванс прожил в горном племени полгода, выучил их язык, узнал историю и традиции; уезжая, исследователь оставил забеременевшую от него девушку. Самым интересным открытием ученого оказалась легенда о происхождении дзопа. По словам низкорослых горцев, их предки прилетели на Землю со звезд. Во время рассказа горцы показывали пальцем вверх на сиявшую в ночном небе звезду, в которой Робин-Эванс безошибочно определил Сириус. Улететь назад предки дзопа не смогли и навсегда остались в горах Байан-Кара-Ула.
Сообщение Робина-Эванса могло показаться неправдоподобным, если бы не этнографическое открытие 1995 года. Тогда агентство Ассошиэйтед Пресс проинформировало об обнаруженном к востоку от гор Байан-Кара-Ула деревни карликовых людей, самый высокий из которых имел рост 118 см. Племя состояло из 120 представителей, утверждавших, что они пришли из-за западных гор. Многие исследователи загадки каменных дисков сочли тогда это племя потомками инопланетян с разбившегося много тысяч лет назад корабля.

* * *

Горные кряжи Байан-Кара-Ула хранят свои древние тайны, не менее твердо намерены молчать и китайские власти, не желающие лишнего шума вокруг загадки дисков и низкорослого племени. И только одна последняя зацепка заставляет энтузиастов продолжать исследование. В пещерах, где некогда покоились скелеты низкорослых существ, остались вырезанные рисунки звезд, Солнца и Луны. От одной звезды, обходя плавным изгибом Солнце, тянется цепочка точек размером с горошину. Своим противоположным концом цепочка упирается в Землю, отмечая конечный пункт траектории многолетнего межзвездного перелета.

Автор: К.Горсава
Источник: "Интересная газета. Мир непознанного" №7 2012 г

6

Неизвестные до сих пор явления возле планеты зафиксировала американская орбитальная станция. :mybb:
_______________________________________________________________________________________________________________

Ученые рассмотрели новые изображения, которые были сделаны космическим аппаратом NASA Cassini. На фотографиях они заметили странные светящиеся объекты, пронзающие кольцо F Сатурна. Свое открытие исследователи представили в Вене на Европейской научной конференции.

Размер объектов составляет около 1 км в диаметре. Двигаясь через кольцо, они оставляли за собой отчетливые светящиеся следы траектории своего движения. Эти следы ученые назвали мини-струями, сообщает Msnbc.com.

"Я считаю, что кольцо F является наиболее таинственные кольцом вокруг Сатурна. А последнее открытие, сделанное с помощью исследовательского зонда Cassini, демонстрирует, что это кольцо еще более динамичное, чем мы когда-либо думали", - заявил исследователь Карл Мюррей из Лондонского университета имени Королевы Мэри. По его словам, сатурнианское кольцо F похоже на зоопарк, так как множество странных светящихся объектов создают удивительное яркое шоу во время своего передвижения.

Ученые считают, что такой эффект создает гравитационное поле спутника Сатурна - Прометея. Огромные куски льда пробивают кольцо, оставляя за собой протяженный след длиной от 40 до 180 километров. Было установлено, что при этом гигантские снежки сталкиваются с кольцом на небольшой скорости - примерно 6,4 км/час.

Окружность кольца F составляет 881 тыс. км, и мини-струи в таком масштабе оказывались настолько малы, что сначала их не замечали. После того как на Землю были переданы новые снимки, исследователи изучили 20 тыс. изображений, сделанных Cassini вблизи Сатурна за семь лет работы, и нашли 500 подобных мини-струй.

Кольцо F было впервые обнаружено в начале 1980-х гг. зондом Voyager. Станция Cassini была отправлена в космос в 1997 г. и достигла Сатурна в 2004 году. Изначально предполагалось, что орбитальный аппарат завершит миссию в 2008-м, однако срок экспедиции продлен до 2017 года.

Автор: Д.Шереметьева
Источник: Утро.ру

7

Поиски могилы декабристов :mybb:
________________________________________________

13 июля 1826 года на кронверке Петропавловской крепости были повешены пятеро декабристов - Кондратий Рылеев, Павел Пестель, Михаил Бестужев-Рюмин, Сергей Муравьев-Апостол и Петр Каховский. В ту же ночь под большим секретом их трупы были захоронены где-то на побережье Финского залива. С тех пор многие искали могилу декабристов, тайна которой остается нераскрытой до сих пор.
"В России все секрет и ничего не тайна" - эти крылатые слова с полным основанием можно отнести и к сокрытию властями места погребения казненных декабристов. Несмотря ни на что, до середины XIX века о местонахождении могилы многие прекрасно знали и даже приносили туда цветы.
О том, где же захоронили декабристов, петербуржцы узнали из слухов, циркулировавших по городу. Основных версий было две - тела бунтовщиков были вывезены в лодках на взморье и там, с привязанными к ногам камнями, брошены "в глубину вод". Другие уверяли, что их зарыли в пустынном месте - на острове Голодай, отделенном от Васильевского небольшой речушкой Смоленкой.
Например, декабристы Завалишин и Штейн-гель знали, что тела их погибших товарищей "...в следующую ночь тайно отвезли на остров Голодай, и там зарыли скрытно". Бестужев говорил: "Их схоронили на Голодав, за Смоленским кладбищем..." Другой современник, Щукин, утверждал то же самое: "... повешенных отвезли на остров Голодай и похоронили в одной яме в конце острова в пустынном месте за немецким кладбищем".
Было множество других лиц, указывавших Голодай как место последнего упокоения декабристов. Наиболее достоверным из них является свидетельство анонимного помощника квартального надзирателя - участника похорон: "Знаешь ли ты Смоленское кладбище?.. Там есть немецкое кладбище, а за ним армянское. Тут есть такой переулочек налево. Вот мимо армянского кладбища и идти до конца переулка. Как выйдешь к взморью, тут и есть. Тут их всех и похоронили. Ночью их вывезли с конвоем, и тут мы шли... Там потом четыре месяца караул стоял".
И если уж простой народ шел толпами к месту погребения декабристов, то родственники казненных тем более. На дорогую ей могилу часто приходила вдова Рылеева. Об этом рассказывала Каменская, которая, будучи 8-летней девочкой, в 1826 году сопровождала ее туда: "Помню, что наши говорили при мне, что вдове Рылеева, по какой-то особой к ней милости, позволили взять тело мужа и самой похоронить его на Голодае, только с тем, чтобы она над местом, где его положат, не ставила креста и не делала никакой заметы, по которой можно было заподозрить, что тут похоронен кто-нибудь. И точно, на том месте, куда мы ходили, креста не было. Но не утерпела несчастная женщина, чтобы своими руками не натаскать на ту землю, под которой лежало ее земное счастье, грудку простых булыжников и не утыкать их простыми травами и полевыми цветами... Для постороннего взгляда эта груда камешков была совсем не заметна, но мы с нею видели ее издалека и прямо шли к ней".
Слухи о том, что тело казненного Кондратия Рылеева выдали его вдове для погребения, не имеют подтверждения. Наоборот, известно другое. Бибикова, сестра казненного декабриста Муравьева-Апостола, просила отдать ей труп брата, на что Николай I ответил решительным отказом. Вероятно, Каменская принимала за братскую могилу всех пятерых декабристов захоронение Рылеева.
Так, например, близкий друг Натальи Рылеевой, Миллер в 1827 году ходил на Голодай с дочерьми помолиться над прахом погибших. Художник Жемчужников часто гулял по Васильевскому острову вместе с живописцами Федотовым и Бейдеменом в конце 1840-х - начале 1850-х годов. Он рассказывал: "...вдали виднелось Смоленское кладбище в виде леса, за кладбищем был известный нам курган над телами казненных декабристов". Сведения о местонахождении могилы декабристов имеются в дневниках знакомого Пушкина Жандра. Он побывал возле их могилы вскоре после казни, летом 1826 года, и видел выставленный там воинский караул. Спутником Жандра, судя по всему, был Грибоедов.
В 1862 году, уже после объявленной амнистии всем декабристам, петербургский генерал-губернатор Суворов решил облагородить знаменитую могилу. Однако со временем это место стало заливаться водами Невы, а родственники казненной "пятерки" сами переселились в мир иной. Так последнее пристанище декабристов было забыто...

Сенсационная находка

В июне 1917 года петроградские газеты взорвались заголовками: "Найдена могила казненных декабристов!". Поскольку недавно произошедшая в России Февральская революция представлялась продолжением дела декабристов, то сообщение об этой находке вызвало небывалый интерес в самых широких кругах общественности.
Еще в 1906 году городские власти приняли решение произвести застройку острова Голодай комплексом зданий под названием "Новый Петербург". Владелец строительной компании итальянец Ричард Гуалино слышал, что декабристы были похоронены где-то на месте нынешней стройплощадки, и попытался найти могилу. Однако в 1911 году полиция узнала о деятельности итальянца и запретила ему производить раскопки. После Февральской революции 1917 года он уехал в Турин, оставив вместо себя управляющим инженера Гуревича, которого попросил продолжить поиски. С подобной просьбой к нему обратилось и вновь созданное в Петрограде Общество памяти декабристов.
1 июня 1917 года Гуревич сообщил секретарю общества профессору Святловскому, что во время рытья траншеи под водопровод позади гарнизонного флигеля найден чей-то гроб. На следующий день по просьбе профессора генерал Шварц для дальнейших раскопок выделил солдат 1-й автомобильной роты. В результате из земли было вырыто еще 4 гроба, которые лежали в общей могиле вместе с первым. Таким образом всего было найдено 5 человеческих скелетов, что соответствовало числу казненных декабристов.
В первом, наиболее сохранившемся гробу, был найден скелет, одетый в офицерскую форму времен Александра I. Гроб был богатый, обитый когда-то парчой, имел деревянные ножки в виде львиных лап. Остальные домовины были гораздо скромнее по изготовлению и сохранились хуже. Поэтому находившиеся в них кости представляли собой лишь фрагменты человеческих скелетов. Судя по остаткам одежды, трое из похороненных здесь людей были военными, а двое - гражданскими. Это полностью соответствовало истине - Пестель, Муравьев-Апостол и Бестужев-Рюмин были военными, а Рылееви Каховский - гражданскими лицами. По предположению членов Общества памяти декабристов, наилучше сохранившийся скелет в военной форме принадлежал полковнику Пестелю.
Все найденные человеческие останки сложили в один, наиболее сохранившийся гроб, и поместили в покойницкую Смоленского кладбища для "передачи в Академию наук с целью изучения и последующего торжественного погребения".
Сразу же развернулась дискуссия, действительно ли найденные на Голодае останки принадлежат казненным декабристам. Мнения разделились. Одни приводили доводы, что число найденных скелетов соответствует числу повешенных бунтарей, форма одежды тоже подтверждает это, пуговицы на одном из мундиров изготовлены не ранее 1808 года, в гробах были обнаружены кожаные ремни, которыми обычно связывали руки осужденных перед казнью.
Другие петроградцы сильно сомневались. Из рассказов современников было известно, как казнили и хоронили декабристов. Перед экзекуцией с них сняли одежду и сожгли на костре, а потом переодели в саваны смертников. Уже поэтому они не могли быть похоронены в военной форме. Некоторые свидетели вообще утверждали, что их хоронили голыми, так как похоронная команда забрала эти саваны себе. По другим сведениям, трупы казненных были зарыты без гробов, а потом засыпаны негашеной известью, так что ни от формы, ни от самих скелетов ничего не могло сохраниться.
Наконец, найденные в гробах куски кожи, принимаемые за кожаные ремни - просто остатки сапог, от которых, кстати, сохранились еще и каблуки. А найденные в "могиле Пестеля" пуговицы соответствовали образцам времени правления как Александра I, так и Николая I. И вообще, число человеческих костей, найденных на Голодае, вряд ли могло принадлежать пятерым - их слишком мало.

Поиски истины к столетнему юбилею

Очередной всплеск интереса к могиле декабристов возник в 1925 году в связи с предстоящим 100-летием их казни. Тогда поиски истины возглавила организация, занятая изучением истории партии и революционного движения в России.
Найденные в 1917 году на Голодае останки хранились в подвалах Зимнего дворца, в те годы ставшего Музеем революции.
Исследования шли в двух направлениях. На месте находки пяти гробов было решено провести новые раскопки, а медицинским экспертам из Военно-медицинской академии, Вихрову и Сперанскому, поручили дать заключение по поводу самих скелетов. В качестве специалиста по военной форме был приглашен эксперт из Главнауки Габаев.
Первой сенсационной подробностью поисков 1925 года стало известие о шестом гробе, найденном тогда же, восемь лет назад, рядом с пятью предполагаемыми домовинами декабристов.
В том же месте на острове Голодай было заложено четыре раскопа. В первом из них рабочие наткнулись на полуистлевший человеческий скелет, похороненный без гроба. Углубившись еще, землекопы обнаружили трухлявый гроб с еще одним скелетом без признаков какой-либо одежды. Во втором, третьем и четвертом раскопах было найдено по одному полуразвалившемуся гробу с фрагментами человеческих костей. Стало ясно - здесь было кладбище, и находка пяти гробов (по числу казненных декабристов) в 1917 году чистая случайность.
Медицинская экспертиза скелетов дала свои сенсационные результаты. Оказалось, что они принадлежали не пяти, а всего лишь четырем людям: троим взрослым и одному подростку в возрасте 12-15 лет! Историческая экспертиза найденного в одном из гробов мундира показала, что он принадлежал офицеру лейб-гвардии Финляндского полка образца 1829-1855 годов.
Комиссия Истпарта пришла к выводу, что найденные на Голодае останки "не могут принадлежать казненным декабристам". Тем не менее, учитывая, что остров Голодай, по всем свидетельствам, является местом, где они все же были похоронены, власти решили соорудить на одной из площадей памятник, что и было сделано в 1939 году, а сам остров переименовали в остров Декабристов.
Так закончилась эпопея по поиску могилы декабристов в 1917 и 1925 годах.

А что же Пушкин?

Очередной интерес к могиле декабристов проявила Анна Ахматова. Исследуя творчество Пушкина, она пришла к выводу, что поэт искал могилу своих друзей, побывал на ней и даже оставил в некоторых своих произведениях своеобразный путеводитель к ней. Прежде всего, это была пушкинская работа "Уединенный домик на Васильевском", В стихотворении "Когда порой воспоминанье..." место погребения декабристов Пушкин якобы описывал так:

Открытый остров вижу там,
Печальный остров и берег дикий,
Усеян зимнею брусникой,
Увядшей тундрою покрыт
И хладной пеною подмыт

В поэме "Медный всадник" на этот счет Анна Андреевна нашла такие строки:

Остров малый.
На взморье виден.
Иногда Причалит с неводом туда
Рыбак на лодке запоздалый
И бедный ужин свой варит...

Ахматова считала, что Пушкин отобразил в этих строках остров Голодай, где были тайно зарыты тела декабристов. Однако никакой сенсации открытие Ахматовой тогда не вызвало, тем более что ее выводы были оспорены историками Тарховым и Измайловым. По их мнению, Пушкин описывал какой-то другой остров, а не Голодай. И добавили, что под заранее составленную схему нетрудно подобрать цитаты из любых произведений поэта, лишь бы они подходили по смыслу.
Тем не менее, в 1985 году пушкинист Невелев пошел еще дальше. Александр Сергеевич на полях своих рукописей часто делал различные зарисовки. Так, на страницах черновой рукописи "Полтавы" он изобразил нескольких повешенных: сначала двоих висельников, затем виселицу с пятью повешенными, потом одного повешенного и, наконец, троих мертвецов на виселице. Невелев решил, что Пушкин здесь отобразил "историческую информацию о казни декабристов".
Исследователи Беляев и Цявловский дали на эти безосновательные предположения ответ: рисунки Пушкина - всего лишь иллюстрации к "Полтаве". Известно, что после Полтавской баталии ряд сторонников изменника Мазепы были прилюдно повешены, а вместо самого сбежавшего гетмана на виселицу вздернули его чучело.
Убежденный в своей правоте Невелев предположил, что среди множества других рисунков Пушкина наверняка имеется также изображение могилы декабристов.
Ленинградский поэт Чернов в 1987 году решил найти могилу казненных декабристов, руководствуясь указаниями Пушкина (вернее, Ахматовой и Невелева). В третьей "масонской тетради" поэта он обнаружил рисунок какого-то сломанного дерева под скалой и большого камня, лежавшего у его подножия. По мнению Чернова, это был тот самый камень, принесенный на могилу руками Натальи Рылеевой в 1826 году. Далее Чернов находит в рабочих тетрадях Пушкина и на страницах рукописи "Медного всадника" семь рисунков, на которых изображены какие-то скалы, кусты, обрывы, деревья, избушка рыбака. Ничего подобного на Голодае нет. Потому исследователь предположил, что место погребения дакабристоз находится на острове Гоноропуло, отделенного в прошлом от Голодая узкой протокой.

Автор: В.Окман
Источник: "Интересная газета. Мир непознанного" №7 2012 г.

8

Рождённые воевать, а не строить! :mybb:
______________________________________________________

Античные спартанцы не разделяли увлечения афинян архитектурой и искусствами, а потому в городе почти ничего не сохранилось от той поры, когда звезда Спарты стояла в зените. Свято веря в то, что никакие стены не сохранят город лучше доблести граждан, они предпочитали инвестировать средства государства в воспитание молодежи, подарив Греции целую плеяду прославленных полководцев. Ныне многие из них незаслуженно забыты...

Ликург (предположительно IX в. до н.э.)

Хотя многие историки сомневаются, что Ликург был реальной исторической личностью, влияние этого полулегендарного персонажа на место Спарты в истории сложно переоценить. Ликург, собственно, и был тем человеком, благодаря которому - согласно легендам - Спарта ступила на путь развития человеческой доблести. Главное достижение Ликурга - составление для Спарты свода законов, поспособствовавших быстрой трансформации этого, очень заурядного на тот момент, греческого полиса в одну из первых сверхдержав Древнего мира.
Что же сделал Ликург? Он провел политическую, экономическую и общественную реформы, каждая из которых являлась важной составляющей общего замысла -превращения Спарты в сверхдержаву. Сейчас сложно сказать, было ли это целью Ликурга, однако то, как органично реформы дополнили друг друга, позволяет предположить, что это не случайное совпадение. Кстати, человеку, который предлагал установить в Спарте демократию, Ликург сказал: "Сперва установи демократию в своем доме".
С политической точки зрения Ликург ограничил власть царей введением герусии - совета старейшин - и передачей значительных полномочий народному собранию. Основой экономических реформ Ликурга стали передел земли и введение в оборот железных денег вместо золотых и серебряных. Такой подход позволил уравнять спартанцев и надолго отбить у них желание к накоплению богатства, не признаваемого ни в
одной другой стране, кроме Спарты. Стержнем же общественной реформы стал новый подход к воспитанию молодежи, который позволил Спарте с детства прививать подрастающему поколению ценности государственного и общественного устройства, равно как и уделять огромное внимание его военной подготовке. Реформы Ликурга позволили Спарте преодолеть внутренний кризис и открыть новую страничку в истории, преисполненную славы и воинской доблести - период, продолжавшийся почти 500 лет.

Клеомен I Зврисфенид (520 г.до н.э. - 491 г. до н.э.)

Говорят, что все великие люди немного безумны, и Клеомен I - не исключение. Ужасная смерть царя стала странным окончанием его доблестной жизни.
О Клеомене I упоминают редко, а известно о нем совсем мало. Но многие историки сходятся в одном - годы правления Клеомена I стали зенитом могущества Спарты. Если перейти к конкретным примерам, то к наиболее значительным деяниям Клеомена следует отнести разгром Аргоса, изгнание тиранов из Афин и объединение общин Пелопоннеса в союз, где Спарта занимала доминирующее положение.
Если Агесилай слышал, что кого-либо хвалят или порицают, он полагал, что не менее важно знать характер тех, кто говорит, чем тех, о ком судят.
Так ли значимы эти события, что мы внесли Клеомена в наш короткий список? Ответить на это можно только положительно. На тот момент Аргос и Спарта были главными государствами Пелопоннеса, которым уже становилось тесно на полуострове. Поэтому победа Клеомена над Аргосом, пусть и кровавая, позволила Спарте "расправить крылья", надолго отбив у "конкурента" желание и возможность тягаться силами со спартанцами. Это, в свою очередь, позволило более активно продвигать линию внешней политики и сформировать союз, который на несколько последующих веков стал главным оплотом могущества древней Спарты.

Леонид (491 г. до н.э. - 480 г. до н.э.)

Сменивший на царском троне Клеомена, Леонид за первые 10 лет своего правления если и сделал что-либо стоящее отдельного упоминания, то история этих подробностей не сохранила. Тем достойней выглядит смерть царя в 480 г.до н.э. при Фермопилах, ценой собственной жизни (и нескольких сотен других греков) прикрывшего отход объединенной греческой армии от превосходящих сил персов.
Когда кто-то сказал Леониду, что он ведет в бой слишком мало людей, он ответил: "Слишком много - ведь они обречены на смерть".
О подвиге Леонида было снято два фильма и написан целый ряд книг, а потому его имя вряд ли нуждается в отдельном представлении. Заметим лишь, что имя царя на тысячелетия вперед стало символом спартанской и воинской доблести, а подвиг, в котором он сыграл роль "первой скрипки", отодвинул на задний план многие, порой весьма неоднозначные моменты спартанской истории.

Лисандр (452-396 года до н.э.)

Роль Лисандра в Спартанской истории сложно оценивать однозначно. С одной стороны, он положил конец Пелопоннесской войне и взял Афины, уже всерьез и небезосновательно претендовавшие на гегемонию в Элладе. Это возвысило Спарту на небывалую высоту и на короткий период уже не номинально, а вполне реально позволило диктовать свою волю большей части древнегреческих государств на материковой Элладе, островах Эгеиды и даже в Малой Азии.
Видя лакедемонян в нерешительности перед стенами Коринфа, Лисандр заметил, что из города через ров выскочил заяц и воскликнул: "Неужели вам страшны враги, которые так ленивы, что у них под стеною стоят зайцы?".
С другой стороны следствием побед на внешних фронтах стал значительный приток в Спарту золота, страсть к обладанию которым впервые за многие века после Ликурга начала размывать устои общественного порядка спартанцев. Позже именно имущественное расслоение когда-то однородного общества спартиатов исследователи назовут одной из главных причин упадка Спарты. Однако
при Лисандре до этого еще далеко - ведь Спарта при нем являлась самым могущественным государством Греции.

Агесилай (около 442 - около 358 гг. до н. э.)

Хотя после Агесилая спартанская земля взрастила немало доблестных полководцев, царь стал, пожалуй, последним лидером еще великого государства. Именно при Агесилае Спарта утратила главенствующее положение в Греции и едва не лишилась независимости. После смерти Агесилая спартанцам еще удавалось одерживать блестящие тактические победы, но истощенные постоянными войнами и, лишившись многих союзников, они уже не смогли восстановить былого могущества.
Когда некий врач предписал Агесилаю тщательно разработанный курс лечения, выполнять который было очень трудно, царь воскликнул: "Клянусь богами, нигде не сказано, что мне непременно нужно жить и на все идти ради этого".
Тем не менее, потерю спартанской гегемонии в Греции нельзя вменять в вину Агесилаю. Нежелание Спарты адаптироваться к изменяющимся внешним условиям, отсутствие крепкой экономики и снижение роли законов Ликурга в обществе в куда большей степени ответственны за финальный результат. Грамотная внутренняя и внешняя политика властей могли бы, наверное, еще на какое-то время задержать процесс разложения спартанского общества, но предотвратить его - вряд ли.
Правя спартанцами, Агесилай совершил немало доблестных подвигов, проявив блестящие качества полководца и политика. Под его руководством, в частности, греческая армия высадилась в Малой Азии и нанесла серию поражений персам (396-394 годы до н. э.). Не будучи в состоянии справится с Агесилаем на суше, персы были вынуждены субсидировать освободительное движение в подконтрольных Спарте государствах. Тогда внутренние войны заставили бы Агесилая покинуть Империю. Расчет оказался верным - нуждаясь в войсках для укрепления пошатнувшегося положения, Спарта отозвала Агесилая обратно в Грецию, В противном случае, кто знает, слава разгрома персов вполне могла бы принадлежать Агесилаю, а не Александру Великому.

Источник: "Интересная газета. Тайны истории" №7 2012 г.

9

Голова на отсечение :mybb:
__________________________________________

То, что творили правители в Центральной Европе в ХVII-ХVIII веках для обуздания своих подчинённых, уму непостижимо. Вспомним лишь одно описание, пришедшее к нам от великого Гоголя, любившего Украину - колыбель свою, и свой народ. Вот один из эпизодов повести "Тарас Бульба" - дело, напомним, происходило в Варшаве...
"Остап выносил терзания, как исполин, с невообразимою твердостью, и когда начали перебивать ему на руках и ногах кости, так что ужасный хряск их слышался среди мертвой толпы отдаленными зрителями, когда панянки отворотили глаза свои,- ничто, похожее на стон, не вырвалось из уст его. Лицо его не дрогнулось. Тарас стоял в толпе с потупленною головою"...

Жечь, резать, душить

Такими или почти такими зрелищами воспитывали народ и иные вожди в ту пору: смертная казнь являлась обычным наказанием для виновных в широком спектре преступлений, от убийства до мелкой кражи. Однако способ казни существенно различался и зависел от социального статуса преступника. Благородные господа и дамы были удостоены обезглавливания, следуя традициям древних греков и римлян, которые считали, что нет более благородного способа умереть.
Обывателям же не предоставляли такой роскоши, как быстрая смерть. Испанцы использовали так называемую гарроту, которая механически затягивала петлю на шее, а обвиняемых в ереси и колдовстве сжигали на костре. Для этого их сажали в бочку, обложенную дровами и прутом, после чего поджигали. Самыми ходовыми наказаниями для воров в Европе были колесование, повешение и четвертование. Четвертование было изобретено ещё в 1241 году для казни Вильяма Мориса по обвинению в пиратстве, впоследствии, оно применялось к преступникам мужского пола для наказания за государственную измену или кражу в огромных размерах. Женщины никогда не подвергались этой казни, так как она требовала оголения тела, что считалось нескромным, даже после смерти. Мужчины привязывались к стойке крестообразной формы, которую лошади тащили позади себя до места казни. На эшафоте жертву, удушали, но в последний момент верёвку ослабляли, для того чтобы несчастный был жив во время отрезания половых органов. Желудок вскрывали и потрошили, бросая внутренние органы в костёр. В конце казни тело разрубали на четыре части. Хотя большинство преступников, сжигаемых на костре, предварительно удушалось, картина человеческой плоти, пожираемой огнём, вводила толпу в дрожь. Части тел четвертованных специально вываривались и вывешивались на городских воротах в назидание всем, кто осмелится повторить подобные преступления. Однако, несмотря на кажущуюся поддержку алчной до кровавого зрелища толпы, правители Европы начинали задумываться о проявлениях варварства, сопровождающих казни.

Советы палача

В просвещённом королевстве Франция каждому сословию полагался свой вид казни: нищебродам - веревка, дворянам - меч. Великая Революция отменила все эти немногочисленные привилегии и всех - демократично - уравняла в смерти. Был принят закон: с 1790 года казнь для всех граждан стала единой - отсечение голов на гильотине.
Изобретатель гильотины был человеком добрым. Как депутат Национального собрания Франции, доктор Жозеф Игнас Гильотен выступал с гуманными предложениями: бесчестье осужденного не должно распространяться на его семью, а высшей мерой наказания можно считать отсечение головы без различных пыток и четвертования. Он постоянно думал о том, как помочь человеку избежать мучений при смертной казни, и пришел к выводу, что необходимо заменить топор "хорошей машиной".
Гильотен обратился к компетентному человеку - палачу Сансону, который дал доктору квалифицированную консультацию. Гильотен с удивлением узнал, что одним и тем же оружием нельзя совершать две казни подряд. Голову приговоренного не всегда удается отрубить сразу, а меч необходимо постоянно затачивать. Палач также жаловался депутату на приговоренных, которые часто падают в обморок, сопротивляются, плачут и умоляют о пощаде. Из-за этого получается не казнь, а обыкновенное убийство, сокрушался потомственный заплечных дел мастер.
Согласно докладной записке доктора Антуана Луи, возглавлявшего комиссию о смертной казни и являвшегося секретарём французской Академии хирургии, немецкий инженер Тобиас Шмидт построил машину для отсечения головы. Главной деталью гильотины для отрубания головы является тяжёлый (40-100 кг) косой нож (жаргонное название - "барашек"), свободно движущийся вдоль вертикальных направляющих. Нож поднимали на высоту 2-3 метра верёвкой, где он удерживался защёлкой. Голову гильотинируемого помещали в специальное углубление у основания механизма и закрепляли сверху деревянной доской с выемкой для шеи, после чего рычажным механизмом защелка, удерживающая нож, открывалась, и он падал с большой скоростью на шею жертвы.
Вся установка располагалась на платформе длиной в двадцать четыре шага. Испробовали гильотину в апреле 1792 года на разбойнике Никола Пеллетье: получилось замечательно! Кстати, первоначально машину называли Луизеттой, по имени упомянутого доктора Антуана Луи, но вскоре устоялось название гильотина.
Народ, правда, остался, как всегда недоволен - гильотина оказалась менее зрелищной по сравнению с традиционными казнями. Зато вожди революционной Франции высоко оценили детище депутата доктора Гильоте-на, назвав его карающим мечом республики и с удовольствием поглазев на первую казнь.
Со зрелищами в мире во все времена было туго!

Мясорубка и демократия

В дни кровавого террора Гильотен с ужасом смотрел на бесперебойную работу своей машины, а приставленный к ней знакомый нам патриарх палачей Сансон, легко казнивший на ней короля Людовика, без конца сетовал на усталость: "В Трибунале заправлял общественный обвинитель Фукье Тенвиль. Он был сух, бесстрастен и признавал только одно наказание - смерть.
Я понял: мне предстоит невиданная работа. И оказался прав. Огрызавшаяся террором Республика отправит на тот свет больше людей, чем все мои предки палачи, вместе взятые.
Я хорошо приготовился. Старая гильотина была снята, поставлена новая, куда я внес некоторые усовершенствования, чтобы можно было производить больше казней". 21 января 1793 года здесь был казнён король Людовик XVI.
Удобное (в двух шагах от площади Революции) кладбище у церкви Маделен, куда свозились жертвы гильотины и где лежал обезглавленный король, было переполнено. Уже думали о новом кладбище...
Хотя подобные устройства пытались использовать и раньше в Великобритании, Италии и Швейцарии, но именно устройство, созданное во Франции, - с косым ножом, стало стандартным орудием смертной казни. По мере увеличения числа казней машина - в народе прозванная "вдовой" - технически совершенствовалась. Новые версии включали улучшенное лезвие, расположенное под углом в 45 градусов, небольшие выемки в деревянной доске и металлические обручи для фиксации головы, поддон для сбора крови.
Яркой страницей в истории гильотинирования и судебной практики вообще является история следствия и осуществления приговора в отношении королевы Марии-Антуанетты, обвинённой ... в шпионаже в пользу Австрии. Когда один из судей спросил, почему она не отвечает на предъявленные обвинения, Мария-Антуанетта сказала взволнованным голосом: "Если я не отвечаю, то лишь потому, что сама природа отказывается отвечать на подобные гнусные обвинения в адрес матери. Я призываю всех, кто может, явиться сюда". По залу прокатился ропот, и заседание суда было прервано. А вскоре с показаниями выступил сорок один свидетель. В конце концов королеву обвинили в том, что она поддерживала связи с государствами, враждебными Франции, способствовала победе противника и предала интересы страны. А мы тут ищем истоки Большого террора в СССР 30-х годов: спустя полтора века НКВД было на что опереться в истории в поисках "японских и английских шпионов" и иных фабул для своих обвинений и приговоров.
На следующий день, 16 октября в 4 часа утра, был зачитан единогласно принятый приговор к высшей мере наказания. После чтения приговора всё тот же палач наголо остриг королеву и надел ей оковы на отведённые за спину руки. Мария-Антуанетта в белой пикейной рубашке, с чёрной лентой на запястьях, с платком из белого муслина, наброшенным на плечи, и с чепчиком, прикрывавшем голову, в лиловых туфлях, села в повозку палача.
В 12 часов 15 минут пополудни королева была обезглавлена на нынешней площади Согласия.

Приговор самом себе

Или взять Максимилиана Робеспьера, казнённого в 1794 году на той же площади и тем же палачом. Его высказывания живы и актуальны до сих пор: "Общество обязано обеспечить всех своих членов средствами к существованию, либо предоставляя им работу, либо снабжая средствами к существованию тех, кто не в состоянии работать". Однако, многим он не нравился хотя бы тем, что сделал упор на оказание помощи пролетариям. Видя шатание и разброд в своём окружении, Робеспьер пришёл почти что к ленинскому выводу: "...необходим террор, который, есть быстрое, суровое и непреклонное правосудие", но было поздно.
Робеспьера арестовали и отвели в тюрьму, а на следующий день отсекли голову.
Гильотина не была отменена последующим строем ввиду чрезвычайного её удобства. Казнь исполнялась долгое время только публично: в приговоре об осуждённом говорилось, что ему отсекут голову на публичном месте во имя французского народа. Соблюдались и средневековые ритуалы: так, в последнее утро осужденному объявляли: "Мужайтесь (следует фамилия)! Час искупления настал!", после чего спрашивали, не угодно ли ему папиросу или рюмку рома.
В повести Виктора Гюго "Последний день приговорённого к смерти" приведён дневник заключенного, коему по закону предстоит быть гильотинированным. В предисловии к повести, добавленном уже к следующему изданию, Гюго выступает яростным противником смертной казни через гильотину и призывает к замене её пожизненным заключением. Исчезло повешение, четвертование, сожжение - пришёл черёд и за гильотиной, считал Гюго.
С 1870-х годов во Франции используется гильотина системы Берже. Она разборная для перевозки к месту казни, эшафот больше не используется. Сама казнь занимала считанные секунды, обезглавленное тело мгновенно сталкивалось подручными палача в подготовленный глубокий ящик. После Первой мировой войны казнили на бульварах, где всегда с удовольствием собиралась большая нарядная толпа. 17 июня 1939 года, в 4 часа 50 минут в Версале на бульваре отсекли голову немцу Ойгену Вейдману, убийце семи человек. Это была последняя публичная казнь во Франции: из-за непристойного волнения толпы и скандалов с прессой было велено впредь устраивать казни на территории тюрьмы.
Последняя казнь через отсечение головы гильотиной была произведена в Марселе, в период правления Валери Жискара д'Эстена, 10 сентября 1977 года. Казнённого арабского происхождения звали Хамида Джандуби. Это была последняя смертная казнь в Западной Европе.

За пределами Франции

В Германии гильотина использовалась с ХУН-ХУШ веков и была стандартным видом смертной казни вплоть до её отмены в 1949 году. В отличие от французских образцов, немецкая гильотина была гораздо ниже и имела лебёдку для подъёма тяжелого ножа.
В нацистской Германии гильотинирование применялось к уголовным преступникам. По оценкам, около 40 тыс. человек было обезглавлено в Германии и Австрии между 1933 и 1945 годами. До 1966 года обезглавливание применялось в ГДР; потом его заменили на расстрел - не потому, что так приказали вожди СССР, а поскольку единственная гильотина вышла из строя.
В Риме, входившем в состав Папской области, гильотина стала признанным орудием казни в 1819. Казни происходили - парадокс, на Народной площади, Пьяцца дель Пополо и у замка Святого Ангела. В отличие от французских образцов, римская гильотина имела не трапециевидное, а прямое лезвие и угловатые "тиски", зажимавшие тело осужденного. Последняя казнь гильотиной состоялась 9 июля 1870, затем в ходе объединения Италии гильотина была отменена. Большую часть казней через гильотинирование провёл римский палач-долгожитель с "автомобильной" фамилией Бугатти, ушедший в отставку в 1865. Те, кто ездит на "Бугатти" сегодня, возможно, и не догадываются, что один из самых дорогих автомобильных брендов мира связан с гильотиной.
В Риме есть памятник карбонариям Анжело Таргини и Леониду Монтанари, гильотинированным 23 ноября 1825 на Пьяцца дель Пополо. Первоначальная надпись на памятнике прямо обвиняла Ватикан: "по приказу папы, без доказательств и без судебной защиты". Так что репрессивные методы в отношении своих граждан - удел не только сталинского СССР, но и просвещённых столиц Европы. В 1909 правительство "по соглашению с Ватиканом" замазало обвиняющие слова гипсом, но вскоре, при ремонте здания, они выступили вновь.

Заключение

В XVIII веке, в эпоху Просвещения, такие гуманисты, как Вольтер и Дидро, не то чтобы были совсем далеки от мысли отменить смертную казнь; нет, они просто призывали к более человечным методам предания смертной казни. Познакомившись с историей смертельного приспособления, мы открыли для себя ещё одну неизвестную страницу самой древней на Земле - европейской, цивилизации. Не самую жизнеутверждающую страницу, прямо скажем...
Сегодня гильотина - это не только музейный экспонат. В современном производстве гильотина или гильотинный нож - общее, уже не пугающее многих, название механизмов, служащих для обрубания кабелей, резки металлических листов, бумаги и других операций, связанных с рубящим движением. Вот такой несколько приземлённый, но рациональный конец этой истории с устройством, прошедшем путь от ликвидатора королей и королев до обрезания в некоторых домах кончиков гаванских сигар.

Справка:

Известные гильотинированные личности:
Франция: Людовик XVI - Париж, Франция, 1793; Мария Антуанетта (37 лет); Жорж Жак Дантон; Максимилиан Робеспьер, Париж, 1794 (36 лет); Луи Антуан Сен-Жюст (26 лет) - там же и тогда же.
Германия: Люббе, Маринус ван дер - гильотинирован за поджог немецкого рейхстага в январе 1934 года; Фучик, Юлиус - гильотинирован в берлинской тюрьме Плётцензее 8 сентября 1943 года; Оболенская, Вера Аполлоновна - гильотинирована там же 4 августа 1944 года; Джалиль, Муса Мустафович и его соратники гильотинированы за участие в подпольной организации 25 августа 1944; Клячковский, Станислав гильотинирован по обвинению в покушении на фюрера Адольфа Гитлера 10 мая 1940 года там же.

Источник: "Интересная газета. Загадки цивилизации" №6 2012 г.

10

Ересь альбигойцев :mybb:
_________________________________________

В истории человечества есть немало страниц, которые со временем обросли тайнами и легендами, до сих пор будоражащими воображение. Плодотворнейшей почвой для всякого рода легендарности и таинственности, бесспорно, является существование различных течений, противостоящих официальным церковным догматам. Различные тайные общества, еретические течения и мистические доктрины порождают желание разгадать их загадки.
Со школьной скамьи мы помним, что самым, пожалуй, мрачным институтом в системе средневековой католической церкви была так называемая святая инквизиция. В ее истории немало мрачных тайн. Но каковы обстоятельства зарождения этой зловещей организации?
В действительности история инквизиции неразрывно связана с трагедией, разразившейся на юге Франции в начале XIII века. В огне крестового похода против катаров (больше известных под названием альбигойцев) - последователей ереси, охватившей на рубеже XII-XIII веков восток Пиренейского полуострова, юг Франции, Северную и Центральную Италию, - выковался механизм уничтожения идейных противников средневековой духовной монополии.
Сложно не согласиться с тем, что феномен ереси катаров-альбигойцев все еще плохо известен широкой публике. Однако он представляет собой во многих отношениях уникальное явление в западной истории. Катары... Кто же они? Маги-колдуны? Хранители сокровенных тайн человечества? А может быть, это люди, осмелившиеся по-иному, не так, как того требовала официальная церковь, взглянуть на сущность мироздания?
Есть мнение, что «альбигойская ересь» была одним из первых политических движений в средневековой Европе - из разряда тех, которые в XX веке назовут сепаратистскими.
Сочинений на тему ереси альбигойцев много, однако дело сильно затрудняет то, что большинство из них включает значительную долю бездоказательных измышлений, либо принадлежащих непосредственно авторам, либо почерпнутых последними из народного фольклора. Между тем, подлинная история катаров достойна не только интереса, но, возможно, и восхищения. Она вряд ли нуждается в приукрашивании.
Сам термин «катары» - греческого происхождения, в переводе его можно истолковать как «чистые», или «просветленные». По мнению ряда исследователей, катаризм в форме учения попал в Западную Европу либо с Балкан, либо из Святой земли - Палестины, причем носителями этих идей выступали купцы, путешественники, паломники, ученые, возможно, даже рыцари-крестоносцы, возвращавшиеся из поездок и походов на Ближний Восток.
По всей вероятности, катаризм сформировался на базе еще более древнего учения - манихейства. Оно возникло в Персии, на территории современного Ирана. Само название происходит от имени создателя религиозной доктрины - мистика-проповедника Мани (216-276). Последний утверждал, что основу мироздания составляет борьба двух начал: доброго и злого. Человечество издавна является одним из важнейших объектов вечного космического поединка. В самом человеке удивительным образом сопряжены и Добро - человеческая душа, и Зло - материальная телесная оболочка. Задача праведного человека, по мнению Мани, - во что бы то ни стало порвать с материальным миром. Проповедник увлек за собой множество последователей. Его учение распространилось далеко за пределы Ирана. Однако пророк не смог порадоваться успеху своего дела: он был казнен. Но зерна учения и после смерти основателя продолжали давать обильные всходы, сторонники дуализма появились и в Европе.
На юге Франции, в Провансе и Лангедоке, последователи Мани - катары предприняли попытку создать организацию, влияние и мощь которой грозили уничтожить могущество католической церкви сразу в трех ипостасях: во-первых, как монополиста в области вероисповедания; во-вторых, как величайшего коллективного феодала; в-третьих, в качестве самой могущественной в средневековой Европе политической организации, способной действовать без каких-либо ограничений во всех странах католического мира. На первый взгляд, ситуация в Лангедоке в конце XII века представляется уникальной. Земли между реками Рона и Гаронна издавна славились светскими традициями, образованностью, жизнелюбием местного населения. Еще с римских времен здесь процветали литература и искусство. Жители приморских городов снискали славу удачливых и смелых купцов; провансальское рыцарство отличалось утонченностью манер и доблестью. Тем не менее, это пышущее оптимизмом общество стало почвой для крайне аскетического учения.
Что же произошло? Неужели игра судьбы? Случайность или происки неких тайных сил?
Случайность - вряд ли, в этом случае катары не смогли бы снискать широкой поддержки во всех слоях общества. Что касается второго предположения, то здесь следует признать существование определенных сил, которые обеспечили катаризму последующее триумфальное шествие. Как ни странно, подобной силой стала... сама католическая церковь. Ее представители - как высшего, так и низшего звена - зачастую потворствовали своим далеко не духовным чаяниям. До нашего времени дошли песни провансальских трубадуров, в которых бичуются пороки католических монахов и епископов: в них нашли отражение алчность, разврат, лицемерие, пренебрежение пастырскими обязанностями. Местные буржуа и гордые феодалы не желали терпеть подобного соседства, тем более они не желали безропотно сносить разнообразные церковные поборы.
Не последнюю роль в процессе распространения ереси сыграла давняя традиция веротерпимости, утвердившаяся здесь еще с римских времен. Крупные местные феодалы, такие как графы Тулузские, Фуа, Комменж, рассматривали покровительство инакомыслию как проявление собственной независимости от французской короны.
Ко всему прочему, катарская церковь имела в глазах прижимистых лангедокцев значительный плюс: она была чрезвычайно дешевой. Ее адепты не требовали внушительных пожертвований, не строили пышных храмов.
Наконец, искреннюю симпатию у современников вызывала сама подвижническая жизнь проповедников нового религиозного движения.
Что же представляла собой эта великая «неистребимая ересь катаров» (другое ее название - «альбигойская» - происходит от одного из ее центров на французском юге - города Альби)? Наши скудные знания о религиозных представлениях катаров-альбигойцев основываются на материалах инквизиционных допросов и на редких, часто неполных, произведениях самих «еретиков». Ядро веры составляли положения, близкие взглядам азиатских манихеев-дуалистов.
На рубеже новой и старой эры на Востоке с завидной регулярностью появлялись оригинальные философские системы и рождались новые религиозные воззрения (в том числе и христианство). При стабильной ситуации и отсутствии контактов на межэтническом и межконфессиональном уровне новые учения, вероятно, привели бы всего лишь к возникновению изолированных сект типа иудейской общины ессеев. Однако завоевательные походы Александра Македонского, последовательная и неумолимая экспансия Рима, бурное развитие международной торговли привели в движение огромные массы людей, и это имело далеко идущие последствия. Римляне попадали на чужбину в составе армий завоевателей, обитатели Восточного Средиземноморья и Малой Азии - в качестве рабов, многих свободных людей увлекала вперед погоня за выгодой, но были и те, кто совершал далекие путешествия в поисках тайных знаний и Истины.
Все это приводило европейцев к знакомству с эзотерическими воззрениями чуждых народов, а мистическая окраска восточных мифологических систем не только не отталкивала неофитов, но способствовала повышению их привлекательности и популярности среди завоевателей. Римляне были исключительно веротерпимы: богов завоеванных ими народов они немедленно включали в свой пантеон, и часто те имели в самом Риме не меньше поклонников, чем традиционные боги Олимпа (например, египетская богиня Исида или персидский бог Митра).
Христиане стали печальным исключением из правил: отказ признать богом правящего императора обрекал их на преследование римских властей. Бурные контакты победителей и покоренных народов имели своим неизбежным следствием появление новых синтетических философских систем, в которых тезисы иудейской Библии подвергались переосмыслению с позиций античной философии, а ученые раввины, оперируя понятиями и положениями своих оппонентов, пытались соединить ветхозаветную мифологию с учениями греческих стоиков, платоников и пифагорейцев. Так возникали многочисленные гностические течения христианства.
В Ктесифоне в семье последователей одной из таких сект («крестильников») и родился Мани (около 210 года н. э.). Будущий пророк был воспитан в атмосфере мистики и религиозного фанатизма, в молодости принимал участие в таинствах, посвященных персидскому богу Митре, а позже стал христианским пресвитером. Изучив современные ему философские системы, Мани сделал первую попытку создания собственной доктрины и под именем Параклеита начал проповедовать при дворе персидского царя Спора (Щапура I). Затем он совершил путешествие в Индию и Китай, где познакомился с даосскими и буддийскими представлениями о мире. На обратном пути Мани попал в плен, но был выкуплен богатой вдовой. Отсюда происхождение прозвища, которое получили последователи нового пророка, - Дети вдовы. Результатом этого путешествия стала новая философская система, представлявшая собой синтез христианства с буддизмом и зароастризмом.
Дьявол в учении Мани признается силой, по могуществу равной Богу, его диалектической противоположностью, необходимой для существования Вселенной. Бог и дьявол сражаются за господство над миром, душа и тело человека являются полем этой великой битвы. Состоящая из света душа устремлена к Богу, но тело его тянется к дьяволу. Целью человеческого существования Мани объявил постепенное освобождение божественной сущности (души) от пут материи посредством самоотречения и воздержания. Христос же не является ни Богом, ни человеком, Он - ангел, явившийся, чтобы указать единственный путь к спасению через полное отрешение от материального мира. Прекрасный, сотканный из света облик Христа окружает и терзает беспросветный мрак. Эта скорбь божественного начала и является символом крестной муки, которую, конечно, не мог испытывать принявший человеческий образ бесплотный Ангел. Поэтому крест был для Мани не символом искупления, а орудием позорной казни, подвергнуться которой состоящий из света Христос не мог по определению. Крещение Мани объявил не имеющим смысла и бесполезным: ведь производится оно над несмышлеными детьми и потому не предохраняет от будущих грехов.
В конце IV века манихеи появились в Испании, столетием позже - в Византии, где их называли павликианами. Однако жестокие гонения заставили манихеев уйти в подполье. Несколько веков спустя они вновь вышли на свет в Болгарии и Чехии. Там они приняли имя богомилов. В XI веке проповедники с Востока принесли манихейскую ересь в Ломбардию, Аквитанию, Прованс и Лангедок, оттуда идеи катаров («чистых») проникли в Орлеан и Фландрию.

Продолжение ниже...


Вы здесь » Копилка идей и мыслей » В мире необычного... Постигни суть вещей. » Интересные новости с всего света.


создать свой форум бесплатно