«СП»: — А что касается стратегических бомбардировщиков ВВС России, интенсивность полетов которых вблизи Северной Америки в последнее время выросла? Они оборудованы аппаратурой радиолокационной разведки…
— Но по сравнению со специализированными самолетами РЭБ и ДРЛО их возможности крайне ограничены. На «стратегах» действительно стоит такая аппаратура, но она ставит помехи непосредственно при угрозе, когда средства разведки определяют факт работы радиолокаторов, системы наведения, — заключает эксперт.
Отметим, что для американцев важно отслеживать перемещение военной техники на территории России, потому что в составе наших ВС есть мобильные ракетные комплексы стратегического назначения c МБР типа «Тополь-М» и «Ярс», а в будущем на боевое дежурство станут боевые железнодорожные ракетные комплексы. Для российских военных острой необходимости вести разведку непосредственно территории США нет, учитывая мощный арсенал стратегических ядерных ракет. Наши задачи — отслеживать перемещение американских подводных сил, авианосных ударных групп, то есть — объектов иного рода.
Глава аналитической службы «Авиапорт» Олег Пантелеев так же сомневается, что в Китае был создан работоспособный образец гиперзвукового самолета, а не летающая лаборатория, способная работать в таком режиме лишь 1,5 секунды.
— Говорить о наличии в Китае в ближайшем будущем полноценной боевой системы, которая может выполнять задачи на скорости в 5 Махов преждевременно. По крайней мере, до сих пор ни одной из стран мира не удалось создать такую систему.
Хотя американцы и россияне уже обеспечивали работоспособность ключевого элемента — двигателя — на протяжении нескольких секунд, но этого явно недостаточно для полноценной боевой системы. Тем более, при нынешнем развитии спутниковых технологий и относительно малозаметных БЛА, имеющих очень невысокую стоимость, целесообразность создания очень дорогих самолетов-разведчиков выглядит неоднозначно.
Но что касается США, то проект Lockheed Martin на замену U-2 выглядит гораздо реалистичнее. Все-таки американцы могут в том или ином регионе абсолютно безнаказанно применять пилотируемую технику, потому что на территории страны, разведка которой ведется, зачастую нет серьезных средств ПВО. Тем более, думаю, речь идет о том, что самолет сможет летать в опционном варианте, то есть с летчиком и без летчика по определенным задачам.
Эксперт в области беспилотных систем Денис Федутинов полагает, что в ближайшие годы в США будет формироваться смешанный состав ВВС, включающий как пилотируемые, так и беспилотные летательные аппараты.
— При этом будет иметь место тенденция на постепенное увеличение доли последних. Причин тому несколько — начиная от главного преимущества БЛА перед пилотируемыми ЛА по безопасности пилотов, и заканчивая вопросами экономики. Ведь смешанная группировка на настоящий момент видится как более оптимальная и с финансовой точки зрения.
Скорее всего, такая тенденция коснется также и высотных самолетов-разведчиков. Здесь, думаю, скорее всего, будет происходить постепенная (при появлении адекватных средств полезной нагрузки) замена самолетов U-2 на БЛА Global Hawk. Кроме того, есть мнение, что помимо этого также могут получить развитие БЛА TR-X, который планирует к созданию компания Lockheed Martin. Впрочем, нельзя исключать также и того, что планы по развитию высотных систем авиационной разведки будут включать опционально-пилотируемые системы.
Что касается России, считаю, что здесь также является весьма актуальной задача создания современного высотного самолета-разведчика. В том числе в беспилотном варианте. Думается, что, возможно, данная задача уже решается в рамках НИР «Обзор-1», выполняемой ЦАГИ им. Жуковского совместно с ЭМЗ им. Мясищева (подробности о высотном, стратосферном беспилотнике засекречены, но известно, что он получит удлиненное крыло с высокой весовой отдачей, продолжительность полета — не менее 24 часов; объем финансирования проекта по договору в 2014-го составил 57 млн рублей — «СП»).
Источник__http://svpressa.ru/war21/article/132342/