zagalovok_foruma_090509
Приложение к сайту -Ветераны войск ПВО системы С- 200 .

Копилка идей и мыслей

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Копилка идей и мыслей » Ветераны войск ПВО системы С- 200. » Противостояние. Дивизион ЗРК С-200В и самолет- разведчик SR71.


Противостояние. Дивизион ЗРК С-200В и самолет- разведчик SR71.

Сообщений 1 страница 10 из 62

1

Противостояние. Дивизион ЗРК С-200В и самолет- разыедчик SR71.

Мною уже в воспоминаниях поднимался вопрос о противостоянии самолета SR- 71 и зенитно- ракетного дивизиона С- 200В.

За период моей службы в 4 зрдн войсковой части 40083 на о. Русский мне приходилось многократно руководить работой сокращенного боевого расчета по  SR- 71 при несении боевого дежурства.  Дивизион занимал хорошую позицию и его расстояние от границы составляло 78 километров . Хотя дивизион был отдельным, оснащение дивизиона средствами разведки и связи, управления ничем не отличалось от группы или полка, вооруженных ЗРК С- 200В. Было одно отличие, учитывая выгодное положение, которое позволяло работать по самолету- разведчику SR- 71, на ПУ при несении боевого дежурства было не две ракеты, как обычно, а три. При объявлении готовности эти 3 ракеты всегда ставились на подготовку. Это было оправдано тем, что пролет самолета-  разведчика SR- 71 составлял довольно короткое время от 3 до 5 мин. Время зависело в основном от времени обнаружения и выдачи целеуказания. Но здесь надо отметить, что дивизион переводился в готовность несколько раньше, видимо были соответствующие средства разведки. На моей памяти был лишь один случай, когда самолет- разведчика SR- 71 появился внезапно в зоне поражения и перевод в готовность к бою проводился в ускоренном режиме. Вместе с тем нарушений воздушной границы при пролете самолета- разведчика  SR- 71 по большому кругу за время противостояния не отмечено, в противном случае он был бы обязательно обстрелян зенитными ракетами.       

Полет самолета- разведчика  SR- 71 осуществлялся по 2 маршрутам, так называемому большому и малому кругу. Малый круг, видимо так назывался потому, что радиус разворота был меньше, чем по большому кругу. Самолет- разведчик SR- 71 пролетал вдоль границы СССР с азимута 225- 235 градусов, при этом он иногда нарушал воздушную границу КНДР, затем видимо, как была заложена программа на полет, летел по малому или большому кругу. По малому кругу пролет самолета SR- 71 от границы составлял 100- 105 километров , и по нему работали только средства разведки станция П- 14 и высотомер ПРВ- 17. Высота цели составляла 24 км , поэтому проводка цели была надежной. Высотомер ПРВ- 17 цель надежно обнаруживал. Были попытки сопровождения самолета- разведчика  SR- 71  высотомером ПРВ- 17 и выдачи целеуказания. Но это было делом непростым из- за быстрого перемещения цели по азимуту.

Азимут менялся очень быстро, учитывая скорость цели, которая при обнаружении составляла более 850 м\ сек, время пролета вдоль границы составляла немногим более двух минут.   

В следствии особенности построения ЗРК С- 200В, т. е. использования эффекта Доплера, радиальная скорость цели менялась от 850 м\ сек до нуля при минимальном сближении с границей. Это накладывало определенные сложности при сопровождении цели по скорости, поэтому как при переходе скорости через ноль обычно происходит срыв сопровождения и необходимо проводить перезахват цели. Учитывая сильный временной дефицит, это накладывало большую психологическую нагрузку на весь личный состав боевого расчета.

Такие пролеты самолета- разведчика имели место с 1980 по 1989 год, наиболее интенсивно полеты совершались с 1986 по 1989 год. Просматривая зарубежные сайты с воспоминаниями пилотов самолета SR- 71, особенно тех, которые летали в Юго-Восточной Азии, обнаружилась интересная деталь, таблица с полетами самолетов- разведчиков по годам оказалась незаполненной именно в эти годы, т. е. с 1980 до половины 1989 года, хотя данные до и после имеются. Причина этого мне непонятна. Хочется найти в

материалах воспоминаний пилотов самолета SR- 71 мотивы этих полетов и личные переживания пилотов при совершении довольно опасных для их жизни мероприятий. Пока это не удается, лишь общие фразы в духе своего национального патриотизма.

Кто, возможно, этим заинтересуется, могу сказать следующее, в поисковых системах сейчас активно внедряются переводчики страниц, хотя перевод машинный, все- таки основную мысль текста понять можно, но у меня последующие страницы переводу, почему- то не подлежали. Возможно виноват в этом мой недостаточный опыт в этом деле ( перевода страниц ).

Однажды при работе по самолету SR- 71 при проходе у самой границы по большому кругу, когда сближение с границей составляло от 5 до 10 км был, был отмечен факт применения уводящей по скорости активной помехи.

Активная помеха была двухсторонней, интервал между составляющими был 1- 1.5 кГц, система защиты срабатывала, но захватывала следующую составляющую и т. д. В результате чего произошел общий срыв.

Но помеха была кратковременной не более 6- 8 сек, и после разворота с отрицательной скоростью цель была перезахвачена.

Интерес представляет двусторонность помехи и интервал следования составляющих помехи, который был

меньше частоты отскока более, чем в 2 раза.

Мы в свое время об этом докладывали направленцу от соединения, но нам не поверили и это все сошло на нет…

Причина была видимо в следующем. При постановке боевой задачи- = при нарушении государственной границы цель уничтожить, от командиров и начальников требуется, что обуславливается логикой боевой работы, сопровождение цели станцией и ракетами еще до нарушения госграницы, что вступает в противоречие с сохранностью параметров излучаемого сигнала, поэтому об этом говорить было почему-то не принято.Хотя навести в этом порядок было надо, четко в документах определить порядок действий всех сил и средств.

Думаю, что сейчас это имеет больше историческую ценность, чем практическую…

Но хотелось бы, исследовать с какой целью проводилась целенаправленное поддержание средств ПВО

СССР в этом напряженном состоянии со стороны средств разведки США, что должно было привести к трагическим результатам. Вспомните, гибель южнокорейского самолета. Думаю, что это прямое следствие

такой напряженности. Кроме того, выяснить психологическое состояние пилотов при совершение этих опасных полетов, а также проанализировать воспоминания пилотов самолета SR- 71.

Со временем эти исследования, возможно, будут изложены в дополнении к этим воспоминаниям…

Подробнее этот материал можно здесь___________________читать !

2

Войсковая часть 40083. 4 отдельный дивизион С- 200В. Боевое дежурство. Работа по контрольным целям.

Боевое дежурство.

http://veteranpvo.narod.ru/arhivpvo_wri … 91109.html

_________________

В 150- 200 м от казармы располагалась стартовая позиция. Она имела скорее полевой вариант, нежели стационарный. Штатная структура была несколько другой, батареи был придан технический взвод.  Назначение взвода обеспечить заправку ракет, которые находились на ТЗМ, а также доставку их на ПУ. Для этого выделялись 3 КРАЗА.  Заправщики были на базе ГАЗ- 66.

Командир взвода по штату – ст. лейтенант, но почти вместе с моим приходом, взвод возглавил молодой лейтенант, только что из училища.  Впоследствии, при определении боеготовности этот взвод приносил много хлопот. И хотя задачи в основном решались, штатная структура взвода могла бы желать лучшего.

Проверка ракет проводилась с АКИПС, который направлялся с группы дивизионов, а расстояние было неблизкое, около 160 км .  В дивизионе три ракеты постоянно находились на ЗМ, а при несении боевого дежурства на ПУ.

Стартовая батарея располагалась почти на самом берегу острова.

В 800 метрах от стартовой батареи на небольшой возвышенности находилась радиотехническая батарея. Дивизиону была придана кабина К- 9, которая стояла рядом с кабиной К- 2, двери обеих кабин выходили на общий помост.

Из средств разведки имелась РЛС П- 14 и ПРВ- 17. Сопряжение и связь обеспечилось с помощью станции РРС 5Я62.

Частично радиотехническая позиция использовала старые фортификационные сооружения, возможно еще  19 века. Электроснабжение осуществлялось от электросети. При объявлении готовности осуществлялся переход на ДЭС.

На боевое дежурство дивизион заступал с периодичностью 1 раз в 3 месяца, но иногда бывало по тем или иным причинам через месяц.

Подготовка к боевому дежурству осуществлялась обычным образом, Проведение регламентных работ, проверка боевых параметров, инструктаж личного состава.

Главным противником и возмутителем спокойствия для дивизиона был стратегический самолет- разведчик SR- 71, который появлялся в зоне ответственности дивизиона 1 раз в неделю, а бывало и чаще.  Было два варианта его маршрута, пролетая мимо КНДР, порой нарушая ее границу, самолет- разведчик приближался к нашей государственной границы с азимута 240, при этом идя по малому кругу, минимальная точка сближения с границей составляла 100- 105 км . По нему работали лишь средства разведки дивизиона. Если SR- 71 шел по большому кругу, то минимальное сближение с границей составляло 5- 10 км .

При появлении SR- 71 переводился в готовность № 1, три ракеты ставились на подготовку. ЦУ выдавалось на дальности 240- 280 км .  Одновременно с этим, когда становилось ясно, что SR- 71 идет по большому кругу, ставилась боевая задача, при пересечении государственной границы уничтожить.

С получением задачи включалась мощность и проводился поиск цели.  Иногда обнаружение происходило = с выстрела=, но в основном сказывалось запаздывание и приходилось включать круговое сканирование.

Но были случаи, и включался секторный поиск. Сопровождение в АС было устойчивым. При обнаружении рад. скорость составляла 800- 850 м \ сек., но постепенно она уменьшалась до нуля, при этом были значительные перемещения цели по азимуту. Иногда при нулевой скорости

был срыв АС по скорости, проводился перезахват, скорость быстро нарастала с отрицательным значением.

Убедившись, что цель удаляется, выключалась мощность. Далее цель сопровождалась средствами разведки дивизиона. При этом следует отметить, что личный состав имел значительные временные ограничения, все это занимало не более 2 минут, а также подвергался большой психологической нагрузке.  За все время моего пребывания в дивизионе, а оно было немалое, нарушений границы не было.

Видимо программа полета закладывалась в ЦВМ, и управление полетом осуществлялось автопилотом. После боевой работы выясняли, видели ли цель головки, как обычно все три видели цель со стола.  Цель была высотная,  высота была в пределах 20- 24 км .  Можно не сомневаться, что SR- 71 при нарушении границы был бы обстрелян со всеми вытекающими отсюда последствиями. К тому же наши коллеги с Ольги имели лучшие условия для обстрела, на них он шел почти с нулевым параметром.

Надо отметить, что однажды при боевой работе был отмечен случай применения SR- 71 активной помехи. Видимо индикатор облучения тоже трепал нервы пилоту и он не выдержал… Вид помехи, ее особенности, а также реакция следящих систем требуют отдельного изучения и здесь не могут быть изложены. О применении помехи было доложено направленцу от соединения при очередном посещении дивизиона. Однако эта история продолжения не имела, нам просто не поверили.

Такие довольно наглые полеты SR- 71 имели как минимум две цели:

- создание напряженной психологической обстановки в частях ПВО, прикрывающих воздушную границу.

- провоцирование средств разведки и огневых средств на излучение с целью определения частот и параметров сигналов. Для этой цели также использовались самолеты – разведчики RS- 135 и Orion, но они летали вдали от границы..

И такая напряженная обстановка в 1981- 1983 г была создана, что рано или поздно должно было привести к трагедии. И она случилась…

Сейчас все это уже стало историей, уже нет нашего дивизиона, да и SR- 71 c 1998 поставлены на консервацию. Но это было и стало историей, историей холодной войны.

Инцидент с южно- корейским самолетом = Боинг- 737 =.

Работа по контрольным целям.

В те годы авиация летала много. Часто полеты авиации совмещались с тренировкой и проверкой ЗРК С- 200 и ЗРДН других систем.

Бывали полеты, когда взлетало более двух десятков самолетов, которые удалялись от границы на 200 и более километров, а затем часть из них без сигналов опазнования устремлялась к границе и охраняемым объектам. Задача дежурных средств, а бывало и остальных условно обстрелять контрольные цели и вовремя предоставить объективный контроль.

Однажды во время такой тренировки, когда в воздухе было около 20 целей, из которых около 8 были контрольными, был дан сигнал = Молния= и что SR- 71 идет по большому кругу. Сразу сложилась сложная воздушная обстановка. МИГ- 25П в основном по параметрам ненамного уступает SR- 71. Команды на включение опазнования не было. И по маршруту,  которым обычно летает SR- 71 пошел МИГ- 25П. Я не буду описывать здесь подробности, но только случайность предотвратила чрезвычайное происшествие. SR- 71 так и не появился, быть может так все и задумывалось, однако последствия могли быть печальными. При работе по контрольным целям плохо учитывались углы закрытия. Задача была одна, уничтожить и все, а сопок в Приморском крае много.
   
Прошло уже довольно много времени и можно раскрыть некоторые подробности этого события. Между тем МИГ-26ПМ настойчиво приближался к границе и пересек ее, была дана команда- самолет- нарушитель, боевой пуск. Наступила зловещая тишина... Начальник станции разведки П14 доложил, что это не SR71, а МИГ25ПМ, расчет следил за ним долгое время, я доложил об этом по команде. Тишина. Можно сказать, пилоту МИГ25ПМ повезло, пуска ракет не произошло, так как на К9 группы дивизионов забыли дать разрешение пуска, что в этом случае удачно. Нельзя забывать, что оружие коллективное, и успех зависит не только от хороших знаний и навыков, но психологического состояния каждого из личного состава сокращенного боевого расчета. Думаю, что на это стоит обращать постоянное внимание, так как это в значительной степени влияет на выполнение боевой задачи. Есть и другие примеры такого влияния...

Но как говорится, все хорошо, что хорошо кончается!

Основной и дополнительный материал можно посмотреть здесь_____________________________вход на страницу.

3

От автора материала... :mybb:

Хотелось бы получить некоторые комментарии по изложенному материалу,
которые можно оставить здесь в этой теме...

4

Андрей написал(а):

От автора материала... :mybb:

Хотелось бы получить некоторые комментарии по изложенному материалу,
которые можно оставить здесь в этой теме...


В 87-89 служил оператором захвата на С 200В.
в\ч 60027 Камчатка, Радыгино.
Все было. По СР-у
И три ракеты на подготовке. И ускоренный перевод.
И рев п-пка Гурова (командир дивизиона) за спиной " Держать!!!!!" а экран белый от помех...
Высший пилотаж- напарник, оп. наведения Сашка Серых схватил цель в грубом ЦУ буквально на первом проходе и удачно довернул в ручном.

5

Paperman написал(а):

В 87-89 служил оператором захвата на С 200В.
в\ч 60027 Камчатка, Радыгино.
Все было. По СР-у
И три ракеты на подготовке. И ускоренный перевод.
И рев п-пка Гурова (командир дивизиона) за спиной " Держать!!!!!" а экран белый от помех...
Высший пилотаж- напарник, оп. наведения Сашка Серых схватил цель в грубом ЦУ буквально на первом проходе и удачно довернул в ручном.


________________________________________________________

Хотелось бы больше таких материалов...

6

25.06.2012, 20:23, "Arangel Toshev" <почтовый адрес имеется>:
  Здравствуйте,

Я прочитал Ваша история для полети на разведчики в близе о. Руский... Вьй сказали, что азимут появление разведчика било 240, но ето невозможно, если считаем из позиции на остров Руский.... Етот азимут похож если взгляд из Болшой камен... Позиции на остров Руский и на болшой камен, ето все вч 40083, не так ли?

Спасибо и извините мой руски...
_________________________________________________________

Ответ автора материала... :writing:

Нет, здесь все правильно. Вы прочитайте полностью материал.
Можно сделать перевод. Этот азимут  в начале обнаружения. Затем он
менялся до 180 гр. и даже меньше...
Большой Камень это другая воинская часть была.

7

Спасибо за бистрий отговор!

Ну я прочитал, что целеуказание (если ето значит ЦУ), давалось на дистанции 240-280 км. Ето значит что на етот момент он бил на азимут 240, да?
_________________________________________

Вы посмотрите на второй рисунок. Остров Русский
обозначен большой красной точкой. Если внимательно
посмотреть, то угол между 180 и 270 делится
примерно пополам.
Материал написан для неподготовленного читателя, для
которого разница в несколько градусов неважна.
Хотя материал дан абсолютно достоверно.
Могу сказать, что Вы первый, кто этим заинтересовался подробно. :mybb:
Спасибо. Удачи и успеха!
Наша переписка будет размещена на форуме при сайте...

8

Уважаемий Андрей, получили мой последнии мейл>?

9

Уважаемий Андрей, получили мой последнии мейл>?

____________________________________________________

10

Уважаемий Андрей, получили мой последнии мейл>?

____________________________________________________

Да, получил и публикую переписку...

Здравствуйте,

Если не надоел Вам... Я писал Вам, потому что я стараюсь помоч для создание исторические сценарий для етот безплатний симулятор:

https://sites.google.com/site/samsimulator1972/...

Если у вас ест интереса, можно дасть какою нибуд подробною информация (если не секретно, конечно). Если Вьй на англииском язике можно писат - ето форум, девелопер на симуляторе Hpasp називается:

http://simhq.com/forum/ubbthreads.php/t … 091/1.html

Если не надо на Ваша почта писать, можно отправит линк для форум и короткое описание как можно зарегистрироватся? Спасибо Вам большое!!!

___________________________________________________

Даю активную ссылку на сайт ( на англ. языке )_____________________вход на сайт!


Вы здесь » Копилка идей и мыслей » Ветераны войск ПВО системы С- 200. » Противостояние. Дивизион ЗРК С-200В и самолет- разведчик SR71.


создать свой форум бесплатно