Мои стажировки.
________________
За время учебы в Энгельсском зенитно-ракетном училище было всего две
стажировки. Одна была на втором курсе обучения. Нас, несколько курсантов
направили для прохождения стажировки в дивизион С- 75, который размещался
недалеко от г. Энгельса. Г. Саратов и г. Энгельс разделены лишь трехкилометровым
мостом через Волгу, через который в то время ходили троллейбусы, представляли
собой довольно важный промышленный центр, который надежно
прикрывался с воздуха, к тому же в г. Энгельсе имелся важный аэродром стратегической
авиации, довольно известный в настоящее время.
О стажировке в этом дивизионе помню плохо. На вооружении была другая техника и
мы для командования дивизиона были лишним балластом. Особенно запомнилось
мне низкое качество пищи по сравнению с тем, как нас кормили в училище.
Возможно, нас так кормили специально, чтобы мы быстрее поняли, что такое тяготы и
лишения военной службы. Приведу пример, что давалось на ужин, одно и тоже
каждый день. Давалась каша, пшенная или перловая, с одним небольшим кусочком
селедки, а также полусладкий чай с куском белого хлеба. Такой же кусок черного хлеба
давался и к каше с селедкой.
Больше об этой стажировке в памяти ничего не осталось.
Весной 1969 года наш 302 взвод в полном составе во главе командиром взвода капитаном
Реут был направлен на стажировку в г. Череповец Вологодской области.
Поездка была с пересадкой в г. Москве. У нас там был довольно значительный зазор
по времени при пересадки с одного поезда на другой.
Сейчас я благодарен командиру, что он не заставил нас сидеть на Ярославском вокзале
В ожидании посадки, а организовал экскурсию по Москве. За несколько часов мы побывали в Кремле,
где увидели Царь- пушку и расколотый Царь- колокол, побывали
на Красной площади, побывали рядом с Мавзолеем и у мест захоронений у Кремлевской
стены и рядом с ней.
Особенно запомнилась памятная доска Юрия Гагарина. Дело в том, что Юрий Гагарин
приземлился после космического полета 12 апреля 1961 года недалеко от г. Энгельса.
Наш взвод был и на этом месте, запомнилась ракета устремленная ввысь, а также
многочисленные надписи на памятнике, здесь был Вася.
Перемещаясь на метро, которое в то время было бесплатным для военнослужащих,
мы побывали также на Ленинских горах, посмотрели здание МГУ. Во всех этих
местах мы фотографировались и эти фотографии сохранились у меня по настоящее
время.
Но все рано или поздно кончается и мы прибыли на Ярославский вокзал, сели в поезд
и после не очень продолжительной поездки прибыли в г. Череповец.
На окраине Череповца, район я сейчас уже не помню, располагалась инженерная
позиция воинской части ПВО, оснащенная С- 200. Часть только формировалась,
позиция была еще сырая , необжитая.
Мы разместились в одной из казарм и нас распределили по дивизионам. Но запомнилось
не сама стажировка, а один очень трагический момент из нее.
Как-то ночью начался сильный ливень, нас всех курсантов подняли по тревоге, как и весь
личный состав дивизиона, в казарме которого мы размещались.
На улице лило, как из ведра и мы быстро промокли до нитки, нас привели к
старому амбару. Амбар надо было разобрать по бревнам. Топорами и баграми мы стали
разбирать амбар. В течении довольно небольшого времени амбар был почти разобран.
Пришла машина, бревна стали грузить в нее, погрузив бревна, и сев поверх них, мы
поехали. Приехали к горке, на верху которой размещалась кабина К-1. Ливень размывал
песок, из которого была сделана горка. Поток воды уносили песок и склоны горки
уменьшались, что создавало угрозу для сохранности боевой техники. Майор от этого
дивизиона, видимо командир РТБ, распорядился, что надо брать бревна и размещать их по
всему склону, скрепляя скобами, чтобы получилась своеобразная обрешетка склона.
Работа была нелегкая, можно сказать даже несколько героическая. Под сильным
ливнем, в темноте, которую несколько прорывали лучи света фар, вы вносили бревна на склон,
размещали их в определенном порядке, скрепляя скобами. Не все было гладко.
Было, что мы вместе с бревнами скатывались вниз и все начиналось снова. Эта довольно
трудная, и совсем небезопасная работа была завершена. Боевая техника была спасена..
Этому помогло и то, что через час с небольшим после окончания работы,
ливень кончился, превратившийся в мелкий дождь.
Мокрые, до нитки, но довольные, что все обошлось, вернулись в казарму и начали
сушить одежду.
Впоследствии, при просмотре фильма = Как закалялась сталь. =, я вспоминаю этот
эпизод, который очень похож на их работу. Однако разность есть, те герои были
все-таки в более сложных условиях. К непогоде добавлялось отсутствие пищи и
отсутствие теплых помещений для обогрева. Тем не менее, есть определенная гордость,
что в сложных условиях и мы на такое способны.
За эту работу нам была объявлена благодарность и нас отпускали в увольнение
В г. Череповец.
Запомнился такой эпизод. Познакомился мой друг с одной девушкой. Идут по городу.
Навстречу идут девушки. Кричат ему, что ты с ней по городу ходишь, тащи ее в кусты.
Вот такие череповчанки встречались в то время. Что они советовали, не могло случиться,
Нас тогда воспитывали по – другому, в духе уважения к местному населению, женщине.
Но этот случай также отложился в памяти, хотя прошло уже сорок лет.
Эта стажировка проходила в мае 1969 года в 79 гвардейской зрбр МО ПВО. г. Череповец. п. Питино.