Военно-промышленный супермаркет
Наконец, финальный аккорд реформы — масштабное перевооружение армии, на это предполагается потратить 19,5 трлн рублей до 2020 года. Но, даже добившись выделения таких гигантских средств, экс-министр совершенно не церемонился с отечественными производителями, демонстрируя решимость покупать ¬зарубежную военную продукцию в том случае, если она окажется лучше и дешевле.
Этим он навлек на себя шквальный огонь критики. Наибольший резонанс получила история с закупкой французских вертолетоносцев «Мистраль», стратегическая необходимость в которых для российской армии так до сих пор не разъяснена.
Отношения с собственными ¬военными заводами обострились, из-за ценовых споров гособоронзаказ 2010 и 2011 годов был практически сорван. Несколько раз в конфликт между министром обороны и промышленниками приходилось вступать первым лицам государства. Это же стало причиной испорченных отношений Сердюкова с вице-премьером Рогозиным.
В принципе, позицию Сердюкова понять можно: наши предприятия действительно далеко не всегда поставляют российской армии качественную современную продукцию по адекватным ценам и в срок. Но даже сторонники бывшего министра признают, что такое отношение к военной промышленности недопустимо.
— Он вел себя как покупатель в супермаркете, — констатирует человек из близкого окружения Анатолия Сердюкова. — Не нравится эта колбаса — возьму другую. Но это не тот ¬случай. Военная промышленность — стратегическая отрасль, ее будущее ¬само по себе важно для страны, и ее нельзя вот так взять и забросить.
Жесткий торг Сердюкова с предприятиями ОПК лишал их значительной части прибыли, а в итоге — средств на модернизацию и новые разработки.
Но, возможно, главное, что при Сердюкове, даже по официальным оценкам военной прокуратуры и Счетной палаты, около 20% средств, выделенных на гос¬оборонзаказ, попросту разворовывалось.
Вкупе с делом «Оборонсервиса» картина получается безрадостная. С одной стороны, под руководством Анатолия Сердюкова армия действительно пережила серьезную модернизацию. Были худо-бедно решены главные ¬социальные проблемы армии, а уровень жизни большинства ¬военнослужащих реально вырос.
Но, с другой стороны, назначали-то его пять лет назад прежде всего для упорядочивания финансовых потоков, идущих на военные нужды. И именно с этой первоначальной задачей финансовой оптимизации Сердюков, получается, справился хуже всего. А если предположить, что усилиями спецслужб в интересе экс-министра к иностранной технике найдены и какие-то личные мотивы, становится ясно, почему Путин изменил себе и отправил Сердюкова в отставку в столь резкой форме.
Источник информации___http://expert.ru/russian_reporter/2012/45/