Противостояние. Дивизион ЗРК С-200В и самолет- разыедчик SR71.
Мною уже в воспоминаниях поднимался вопрос о противостоянии самолета SR- 71 и зенитно- ракетного дивизиона С- 200В.
За период моей службы в 4 зрдн войсковой части 40083 на о. Русский мне приходилось многократно руководить работой сокращенного боевого расчета по SR- 71 при несении боевого дежурства. Дивизион занимал хорошую позицию и его расстояние от границы составляло 78 километров . Хотя дивизион был отдельным, оснащение дивизиона средствами разведки и связи, управления ничем не отличалось от группы или полка, вооруженных ЗРК С- 200В. Было одно отличие, учитывая выгодное положение, которое позволяло работать по самолету- разведчику SR- 71, на ПУ при несении боевого дежурства было не две ракеты, как обычно, а три. При объявлении готовности эти 3 ракеты всегда ставились на подготовку. Это было оправдано тем, что пролет самолета- разведчика SR- 71 составлял довольно короткое время от 3 до 5 мин. Время зависело в основном от времени обнаружения и выдачи целеуказания. Но здесь надо отметить, что дивизион переводился в готовность несколько раньше, видимо были соответствующие средства разведки. На моей памяти был лишь один случай, когда самолет- разведчика SR- 71 появился внезапно в зоне поражения и перевод в готовность к бою проводился в ускоренном режиме. Вместе с тем нарушений воздушной границы при пролете самолета- разведчика SR- 71 по большому кругу за время противостояния не отмечено, в противном случае он был бы обязательно обстрелян зенитными ракетами.
Полет самолета- разведчика SR- 71 осуществлялся по 2 маршрутам, так называемому большому и малому кругу. Малый круг, видимо так назывался потому, что радиус разворота был меньше, чем по большому кругу. Самолет- разведчик SR- 71 пролетал вдоль границы СССР с азимута 225- 235 градусов, при этом он иногда нарушал воздушную границу КНДР, затем видимо, как была заложена программа на полет, летел по малому или большому кругу. По малому кругу пролет самолета SR- 71 от границы составлял 100- 105 километров , и по нему работали только средства разведки станция П- 14 и высотомер ПРВ- 17. Высота цели составляла 24 км , поэтому проводка цели была надежной. Высотомер ПРВ- 17 цель надежно обнаруживал. Были попытки сопровождения самолета- разведчика SR- 71 высотомером ПРВ- 17 и выдачи целеуказания. Но это было делом непростым из- за быстрого перемещения цели по азимуту.
Азимут менялся очень быстро, учитывая скорость цели, которая при обнаружении составляла более 850 м\ сек, время пролета вдоль границы составляла немногим более двух минут.
В следствии особенности построения ЗРК С- 200В, т. е. использования эффекта Доплера, радиальная скорость цели менялась от 850 м\ сек до нуля при минимальном сближении с границей. Это накладывало определенные сложности при сопровождении цели по скорости, поэтому как при переходе скорости через ноль обычно происходит срыв сопровождения и необходимо проводить перезахват цели. Учитывая сильный временной дефицит, это накладывало большую психологическую нагрузку на весь личный состав боевого расчета.
Такие пролеты самолета- разведчика имели место с 1980 по 1989 год, наиболее интенсивно полеты совершались с 1986 по 1989 год. Просматривая зарубежные сайты с воспоминаниями пилотов самолета SR- 71, особенно тех, которые летали в Юго-Восточной Азии, обнаружилась интересная деталь, таблица с полетами самолетов- разведчиков по годам оказалась незаполненной именно в эти годы, т. е. с 1980 до половины 1989 года, хотя данные до и после имеются. Причина этого мне непонятна. Хочется найти в
материалах воспоминаний пилотов самолета SR- 71 мотивы этих полетов и личные переживания пилотов при совершении довольно опасных для их жизни мероприятий. Пока это не удается, лишь общие фразы в духе своего национального патриотизма.
Кто, возможно, этим заинтересуется, могу сказать следующее, в поисковых системах сейчас активно внедряются переводчики страниц, хотя перевод машинный, все- таки основную мысль текста понять можно, но у меня последующие страницы переводу, почему- то не подлежали. Возможно виноват в этом мой недостаточный опыт в этом деле ( перевода страниц ).
Однажды при работе по самолету SR- 71 при проходе у самой границы по большому кругу, когда сближение с границей составляло от 5 до 10 км был, был отмечен факт применения уводящей по скорости активной помехи.
Активная помеха была двухсторонней, интервал между составляющими был 1- 1.5 кГц, система защиты срабатывала, но захватывала следующую составляющую и т. д. В результате чего произошел общий срыв.
Но помеха была кратковременной не более 6- 8 сек, и после разворота с отрицательной скоростью цель была перезахвачена.
Интерес представляет двусторонность помехи и интервал следования составляющих помехи, который был
меньше частоты отскока более, чем в 2 раза.
Мы в свое время об этом докладывали направленцу от соединения, но нам не поверили и это все сошло на нет…
Причина была видимо в следующем. При постановке боевой задачи- = при нарушении государственной границы цель уничтожить, от командиров и начальников требуется, что обуславливается логикой боевой работы, сопровождение цели станцией и ракетами еще до нарушения госграницы, что вступает в противоречие с сохранностью параметров излучаемого сигнала, поэтому об этом говорить было почему-то не принято.Хотя навести в этом порядок было надо, четко в документах определить порядок действий всех сил и средств.
Думаю, что сейчас это имеет больше историческую ценность, чем практическую…
Но хотелось бы, исследовать с какой целью проводилась целенаправленное поддержание средств ПВО
СССР в этом напряженном состоянии со стороны средств разведки США, что должно было привести к трагическим результатам. Вспомните, гибель южнокорейского самолета. Думаю, что это прямое следствие
такой напряженности. Кроме того, выяснить психологическое состояние пилотов при совершение этих опасных полетов, а также проанализировать воспоминания пилотов самолета SR- 71.
Со временем эти исследования, возможно, будут изложены в дополнении к этим воспоминаниям…
Подробнее этот материал можно здесь___________________читать !