zagalovok_foruma_090509
Приложение к сайту -Ветераны войск ПВО системы С- 200 .

Копилка идей и мыслей

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Копилка идей и мыслей » О неуставных отношениях.


О неуставных отношениях.

О неуставных отношениях.
_____________________________________________________________________________

Что такое неуставные отношения в армии?
Это те отношения, которые не соответствуют требованиям и положениям уставов. Я здесь не буду подробно останавливаться на этом, скажу только, что ряд положений сильно идеализированы и отражают скорее пожелания, чем отражают реальное положение дел.
Неуставные отношения родственны таким проявлениям, как противозаконные или антиобщественные действия, которые имеют место в любом обществе, в том числе и нашем. Призывник, приходящий в армию, это не клон чудо- солдата. Это обычный человек со всеми его достоинствами и недостатками, охваченный воспитанием в детском саду, затем в школе, среднем специальном заведении или ВУЗа, не малую роль здесь сыграла и пресловутая улица, а также воспитание в семье. Говорится, что ребенка надо начинать воспитывать, пока он лежит поперек лавки, так что винить армию в том, что она не воспитывает, по крайней мере несправедливо.
В армии основной упор делается на то, чтобы военнослужащий получил необходимые знания и навыки , которые понадобятся ему в деле защиты страны, в том числе и своего народа. Солдаты, даже если они в парадной строю выглядят одинаково, на самом деле далеко не однообразны. Даже лучшие имеют те или иные особенности как в развитии духовном, общеобразовательном плане, так и в физическом. Что уж говорить о тех, кто
имеет более существенные недостатки, как в умственном, так и физическом развитии. Такие примеры я уже приводил в своей заметке- почетное звание солдат. В армии же по уставу все должны быть равны и несут одинаковую ответственность за защиту страны. 
Отсюда возникает главное противоречие между неравномерной физической и общеобразовательной подготовкой ряда военнослужащих и теми достаточно высокими требованиями, которые предъявляет к ним военная служба.
Все это приводит к тому, что наиболее важные и ответственные обязанности выполняют более подготовленные солдаты, а другим достается выполнять другую работу, с которой они также справляются с трудом.
Ответственная и важная работа для солдата сопряжена с большой психологической, так и физической нагрузкой. Приведу лишь два примера, несение службы часовым на посту связано с психологической нагрузкой, которая заключается в том, что если дали оружие и поставили здесь, значит это необходимо и это какому- нибудь преступнику станет мешать. Кроме того это связано с сильной физической нагрузкой, несение службы в ночное время или сложных погодных условиях. Или взять несение боевого дежурства,
Это постоянное временное ограничение, ночное недосыпание, часто довольно долговременное, большая психологическая нагрузка, особенно в частях ПВО приграничных районов, когда действия любого военнослужащего влияют на выполнение поставленных боевых задач.
Из этого следует, что призывать надо только грамотных, физически подготовленных призывников, но это уже вступает в другое противоречие, как неконституционные отношения, где четко написано, что защита Отечества является почетной обязанностью каждого гражданина. Это сложный вопрос, неравномерность умственного и физического развития обусловлена рядом причин, как наследственного, так и социального плана. Решить эту проблему возможно только тщательным подбором и распределением призывников, но сделать это очень сложно, так как те или иные положительные качества проявляются только в реальной сложной обстановке, куда призывник попадает. Определить же это каким- то иным способом вряд ли возможно. Иногда смотришь по телевидению то или другое трагическое событие и закрадывается мысль, а как бы я поступил и повел себя в данной ситуации, надеешься, что правильно, хотя что будет реально все равно остается под вопросом. 
Военнослужащие, как я думаю и все обычные люди, довольно спокойно переносят даже высокие требования и трудности, когда они для всех равномерны и обоснованы. Но в силу того, что имеет неравномерность культурного и физического развития нагрузка не может быть одинаковой. Ее можно выровнять лишь по уровню самого слабого, но это означает, что никакого положительного результата не будет. Не зря же говорят, что надо равняйся на лучших, на достойных. 
В реальной же обстановке воинских коллективов, когда перед командирами поставлены важные задачи, обеспечивающие выполнение боевой задачи, основная нагрузка ложится на наиболее подготовленных солдат.
Это и обуславливает в основном и весь климат взаимоотношений в воинском коллективе.
Конечно, если не засовывать голову в песок, то есть достаточно много и других причин, которые способствуют неуставным отношениям. Думаю, что не для кого не будет секретом, что в любом коллективе есть люди, к которым относятся далеко не по- дружески. Конечно, от степени культуры в этом коллективе это выражается по разному и в разной форме. Все это имеет место и постоянно отражается в средствах массовой информации, так и в литературе, возьмите, хотя бы того же гадкого утенка, так и в фильмах, к примеру, фильм Р. Быкова – Чучело -. Думаю, что вы найдете множество примеров на эту тему. Такое есть и в воинском коллективе. Как решить эту проблему, такой вопрос всегда стоит перед офицером- воспитателем. И решается этот вопрос в основном повышенным контролем над личным составом. Это налагается дополнительной нагрузкой на офицерский состав, который и так имеет многочисленные наряды и командировки. Это заключается в присутствии на подъеме и отбое, контроле несения службы и проверки личного состава в ночное время, организации выполнения распорядка после рабочего дня, ответственные в выходные дни и так далее. Но при этом не надо забывать, что у многих офицеров есть семьи, в которых дети сами имеют дефицит родительского внимания со стороны отца. 

Сказать, чтобы ничего не делалось для искоренения неуставных взаимоотношений, значит покривить, как говориться, душой.
Были разные методы подхода к этой теме, это и усиления индивидуально- воспитательной работы с подчиненными в сочетании с заботой о них, комплектование подразделений одним сроком призыва,
усилением контроля за личным составом, за выполнением им распорядка дня, организация культурно- массовой работы в вечернее время, письма к родителям с просьбой повлиять на службу сыновей и т . д. Но все это действовало не в должной мере, хотя уровень неуставных взаимоотношений был на приемлемом уровне,
не приводящим к грубым нарушениям воинской дисциплины и проишествиям.
Комплектование подразделений военнослужащими одного призыва тоже не оправдало себя, во- первых, была исключена такая форма обучения, как передача опыта старшим призывом более раннему. До этого, кроме офицеров, обучение проводили и подготовленные специалисты из рядового, сержантского состава. Подвигало их к этому и намеки на то, что нет подготовленной замены нельзя отправлять тебя в отпуск, а также увольнение в запас в первую смену. Это понималось и способствовало довольно хорошему обучению и передаче знаний от подготовленных специалистов к вновь прибывшим. Все вышенаписанное способствовало
укреплению боевой готовности, во всяком случае не снижало ее. Второе, комплектование одним призывом, вопреки ожиданиям не повлекло к улучшению дисциплины, а создало условия для малой активности и исполнительности прибывшего пополнения. В результате чего данный метод комплектования не прижился и изжил себя сразу.
Много говорилось о сержантском составе, да, правильный подбор сержантского состава имеет важное значение. При этом следует обращать внимание не на общую степень развития, а умение военнослужащего влиять на своих сослуживцев, то есть своим авторитетом командовать ими. Конечно общий уровень развития в любом случае не помешает.
Проверить это достаточно просто, прикажите военнослужащему построить личный состав, предварительно назначив его старшим. Самому желательно удалиться с тем, чтобы военнослужащий пришел и доложил вам.
Долгое время построения, а также выражения типа, они меня не слушаются, уже говорят сами за себя и в должной степени характеризуют его командные способности. Зачем вам нужен такой сержант, если он может построить подчиненных только, если рядом стоит офицер.
По моему опыту младшие командиры, прибывшие из школ подготовки младшего командного состава в первый период не воспринимаются, как командиры, и только по истечению определенного периода службы начинают командовать. К тому же подготовка их по специальности, может не соответствовать должности, на которую его поставлены. То есть даже солдаты его периода службы оказываются лучше подготовленные по специальности, чем сержант, что явно не способствует его авторитету.
Здесь я остановился на построениях, они имеют важное значение в поддержании дисциплины на должном уровне. Глядя правде в глаза, не во всех подразделениях проводятся плановые учебные занятия, перед началом которых, личный состав проверяется по журналу. Основной упор делается на основных специалистов, а другие как бы выходят из- под контроля и им даются второстепенные задания или работы.
Зачастую в этих группах оказываются военнослужащие разного призыва и разного уровня дисциплинированности. Отсюда могут происходить и нежелательные явления, о которых и говорится в этом материале. В такой обстановке важную роль должен играть сержантский состав, но полностью доверится ему нельзя, нужны периодические проверки, в том числе и неожиданные. Первое время это может вызвать даже некоторое ворчание, но потом к этому привыкают и воспринимают как должное со стороны этого командира.
Полные проверки при построении на прием пищи крайне важны, разбираться при отсутствии надо до последнего человека.
Строй воспитывает, в строю все равны, то есть выполняют те или иные действия одновременно. Способность построить личный состав характеризует любого командира, в противном случае трудно ожидать от него выполнения других, более сложных задач. Важны построения и в вечернее время и при проведении парково- хозяйственных дней и выходных. Конечно, построения должны быть обоснованными, то есть предшествовать той или иной задаче или мероприятию. Построения ради построения хоть и не навредят, но навряд ли будут способствовать укреплению авторитета командира…

Продолжение следует…
.  
   
  


Вы здесь » Копилка идей и мыслей » О неуставных отношениях.


создать форум